СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 00:56

Еще о рыбе

Повар был подлинным мастером своего дела, и, когда официанты стали разносить по столам первое блюдо, рыбу, зал наполнился неописуемым ароматом. Но есть этот кулинарный шедевр оказалось весьма трудным делом...

5264 (2) мин.

Рассказывают, что одна еврейская благотворительная организация, устроив банкет для своих жертвователей, прибегла к услугам повара-нееврея. Повар был подлинным мастером своего дела, и, когда официанты стали разносить по столам первое блюдо, рыбу, зал наполнился неописуемым ароматом. Но есть этот кулинарный шедевр оказалось весьма трудным делом: превосходно приготовленная рыба не была очищена от чешуи. Разочарованные гости, поплевавшись, отставили тарелки, к великому огорчению хозяев. Позже повар объяснил, что раввин, который, по поручению устроителей банкета, инструктировал его насчет еврейских диетарных правил, строго предупредил, что рыба должна быть обязательно с чешуей.

Если история эта действительно имела место, то недоразумение, стоившее стольких переживаний порядочным людям, произошло оттого, что повар не читал нынешней недельной главы даже в самом низкокачественном нееврейском переводе. Ведь в нынешней недельной главе «Шмини», где перечисляются разрешенные евреям в пищу породы животных, птиц и рыб, о рыбах сказано: «Этих можете есть (из всего, что в воде): всех имеющих плавники и чешую в воде...» «В воде», но не в тарелке.

Из этого правила следует, что евреям можно есть не только сельдь, карпа, щуку и камбалу, но и треску, палтус, макрель, форель и многие другие породы рыб, обладающие чешуей. Сюда входят и лососевые. Поэтому еврей может без зазрения совести лакомиться красной кетовой икрой. Но вот черная икра на еврейском столе красоваться не может, потому что кошерность осетровых, которые дают эту икру, весьма спорна. Ибо, хотя на теле этих рыб имеется несколько рядов чешуи, многие талмудисты считают, что чешуя осетровых не удовлетворяет некоторым требованиям алахи и с точки зрения последней не является чешуей в качестве признака кошерности. Ну, а если человек уже отказался от черной икры, то он просто не заметит отсутствия в своем рационе акульего мяса, угря, сома и прочих явно бесчешуйных рыб и будет смотреть с отвращением, как другие смакуют раков, крабов, омаров, креветок и устриц.

Вышеприведенным правилом фактически исчерпываются диетарные законы Торы в отношении рыбных продуктов. Рыбья кровь не запрещена, и поэтому в отличие от мяса рыбу перед употреблением не надо вымачивать и солить.

Живую рыбу нет необходимости нести к резнику, ибо лишение ее жизни не регламентируется законами о шехите. А что, пожалуй, более всего облегчает жизнь еврея, это то, что рыба – не мясо и ее можно приготавливать в молочной посуде, так же, как и в мясной. Правда, талмудические ученые из чисто гигиенических соображений запретили есть рыбу вместе с мясом. Поэтому, если на обед подают и то, и другое – в промежутке между блюдами пьют воду или иной напиток, чтобы очистить рот. В случае трапезы, связанной с каким-либо торжеством, это как раз подходящий момент, чтобы произнести «лехаим».

Как правило, первыми подают рыбные блюда. Объяснение этому обычаю мы находим в Кодексе РАМБАМа, который, между прочим, был одним из величайших медиков своего времени. Он посвящает целую главу в своем Кодексе гигиеническим правилам, где пишет, в частности, что в начале трапезы следует есть более легкие блюда, переходя затем к более тяжелым. Поэтому, если, например, подают блюда из птицы и говядины, сначала надо есть птицу, ибо она быстрее освободит желудок для следующего блюда. Из тех же соображений рыба, которая быстрее переваривается, чем мясо, должна предшествовать последнему.

Говоря о рыбе, нельзя, конечно, обойти молчанием самое знаменитое еврейское блюдо. О фаршированной рыбе написаны рассказы и сложены песни. Без всевозможных вариаций ее не обходится ни одна еврейская поваренная книга. А почему? Традиции еврейской кухни, как и все прочие еврейские традиции, уходят своими корнями в законы Торы. В данном случае это, как ни странно, закон о субботнем покое. Один из запрещенных в субботу родов деятельности называется «брейра», то есть отбор (отсюда распространенное в иврите выражение «эйн брейра» – нет иного выхода, буквально – нет выбора). В субботу запрещено отбирать, отделять отходы от пищи, а во многих случаях и пищу от отходов.

Что касается извлечения костей из рыбы, то многие раввины считают, что такое действие не противоречит закону об отборе. Такого мнения придерживается, например, р. Менахем-Мендель из Любавичей в своем алахическом труде «Цемах Цедек», и поэтому любавичские хасиды не остерегаются очищать в субботу рыбу от костей. Есть раввины, которое считают иначе и запрещают извлекать в субботу кости из рыбы. Их последователям не остается ничего иного, как очищать рыбу накануне и приготавливать из нее «гефилте фиш».

Но почему, собственно, обязательно есть рыбу в субботу? Ведь не едят же многие в этот день орехи, например, чтобы не нарушить тот же закон об отборе. Дело в том, что в субботу как раз принято есть рыбу, чему в свою очередь имеется множество объяснений. Некоторые утверждают, что рыба в субботней трапезе должна напоминать о трапезе праведников в грядущем мире, в которой будет участвовать огромная рыба Левиафан. Ведь суббота – это отголосок грядущего мира, который часто именуется «мир, который весь – суббота».

Опубликовано: 09.05.2004 Комментарии: 2
Темы: Рыба
Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter