Особенности омовения рук до начала и в середине трапезы

28.10.2020 226 (0)
Особенности омовения рук до начала и в середине трапезы
Особенности омовения рук

Особенности омовения рук после того, как человек справил нужду и затем хочет начать трапезу, а также в случае когда он отлучился по нужде посреди трапезы.

В «Шулхан Арух» (раздел «Орах Хаим» 165:1) сказано:

(1) Тот, кто справил нужду и (сразу) после этого желает поесть, (2) должен омыть руки два раза. После первого омовения этот человек должен произнести благословение «Ашер Яцар» («Благословен… создавший…»), а после второго омовения рук ему необходимо произнести благословение «Аль нетилат ядаим» («Благословен… повелевший нам об омовении рук»)…

«Мишна Брура»:

(1) В книге «Шней Лухот а-Брит» написано, что перед омовением рук для трапезы каждый человек должен постараться опорожниться. («Элия Раба»).

(2) (Так необходимо поступить), поскольку если поступить по другому, а именно, после омовения рук сначала произнести благословение «Ашер яцар», а затем «Аль нетилат ядаим», то получится что «Ашер яцар» является препятствием между омовением рук и благословением «Аль нетилат ядаим», произносимым на само омовение. Если же (поступить наоборот и после омовения рук сначала произнести благословение) «Аль нетилат ядаим», а после него произнести» Ашер яцар», то получится, что «Ашер яцар» будет представлять из себя препятствие между благословением на омовение рук и благословением на хлеб.

Отложить же произнесение «Ашер Яцар» на время после благословения на хлеб тоже неправильно, поскольку обязанность произнести «Ашер Яцар» наступает сразу после того, как справили нужду, и не следует откладывать (произнесение этого благословения настолько).

Последние авторитеты написали, что следует следить за тем, чтобы не делать первое омовение рук полноценным, но омыть руки только немного, для чистоты. Ведь если сделать первое омовение рук полноценным, то в результате него руки очистятся и уже невозможно будет произнести благословение на омовение рук после второго омовения, как сказано выше (158:7).

При этом знай, что есть ряд авторитетов, которые полагают, что произнесение благословения «Ашер Яцар» не является перерывом между благословением на омовение рук и благословением на хлеб, поскольку всё это для нужды чистоты рук, и это подобно ситуации, когда (после произнесения благословения на хлеб, но ещё до употребления его в пищу,) человек говорит: «Замешайте отруби с водой для быка», (поскольку прежде чем есть самому сначала нужно накормить животное), как объясняется в главе 167.

Исходя из этого, если постфактум человек (после справления нужды) сделал одно омовение рук (только) для трарезы, то пусть он сначала произнесет благословение на омовение рук, а затем благословение «Ашер яцар», поскольку в таком случае можно положиться на мнение этих авторитетов. И даже изначально, если у человека очень ограниченное количество воды, и поэтому ему сложно сделать два омовения рук, то пусть он сделает одно омовение рук, после которого произнесет благословение «Аль нетилат ядаим», а затем благословение «Ашер яцар».

«Маген Авраам» написал, что если человек сходил справить нужду, при этом находясь посреди трапезы, то согласно всем мнением необходимо омыть руки только один раз, произнести благословение «Аль нетилат ядаим» а после него благословение «Ашер Яцар», поскольку в этой ситуации нет необходимости (по возвращению к неоконченной трапезе) снова произносить благословение на хлеб, как объясняется в главе 168, и поэтому благословение «Ашер яцар» не выступает в роли преграды. См. также то что написано в 164:2 в «Мишне Бруре».

Конец текста комментария из «Мишна Брура».

В «Порядке омовения рук для трапезы» (п. 6) Алтер Ребе пишет:

Тот, кто выходит из туалета и немного (1) омывает руки для того, чтобы можно было произнести благословение «Ашер яцар», должен хорошо их вытереть перед омовением рук для трапезы. Однако по (базисному) закону, можно произнести благословение «Ашер яцар» после благословения на омовение рук, и при этом (произнесение «Ашер яцар») не является перерывом между омовением рук и самой трапезой. При этом необходимо следить за тем, чтобы не разговаривать между (омовением рук и трапезой), даже если речь идёт о непродолжительной беседе. Прерываться на учёбу между омовением рук и трапезой также не является правильным поведением.

(1) Речь здесь идёт о таком омовении рук, которого достаточно, чтобы очистить руки для произнесения благословения «Ашер Яцар», но недостаточно для того, чтобы руки стали чистыми для трапезы. Ведь если (уже) первое омовение рук будет достаточным, чтобы руки стали чистыми для трапезы, человек не сможет произнести благословение на омовение рук после второго омовения.

«Бадей а-Шулхан» (34:14) даёт в отношении этого следующий совет: после того, как омыли одну руку, нужно коснуться ею второй руки, которая ещё не была омыта. И так же необходимо поступить после того, как омоют вторую руку, и так при каждом омовении. Таким образом руки становятся годными (чистыми), чтобы можно было произнести благословение «Ашер яцар», хотя годными для трапезы они ещё, в результате такого рода омовения, не становятся.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Кухня » Кашрут и законы (другие статьи):