СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 10:46

Том 1, стр. 20

…титулом «изучающий книги каббалистов», ведь очевидно, что это совершенно не так. И уже в первом поколении после АРИЗАЛа, который раскрыл нам тайну «цимцума»1, по этому вопросу были различные мнения среди мудрецов2 из крайности в крайность, как это видно из их книг, и их полемика продолжалась также и после этого.

И спор этот происходил в двух основных вещах: 1. Был ли цимцум в буквальном смысле, или нет; удаление или сокрытие? 2. Был ли цимцум только в [Божественном] свете или также в источнике [Божественного] света?

И в этом могут быть четыре позиции. 1) Цимцум [имел место] в буквальном смысле слова и также в [самой Божественной] Сущности. И я видел людей, которые считали так, ведь как можно сказать, что король находится в месте, где есть грязь, не дай Б-г. 2) Цимцум [имел место] в буквальном смысле слова, но только в свете. 3) Цимцум [имел место] не в буквальном смысле слова, но также и в источнике [Божественного] света. 4) Цимцум [имел место] не в буквальном смысле слова, и только в [Божественном] свете.

И вот, «миснагдим» (противники хасидизма) во время Алтер Ребе следовали первой из этих позиций, как это известно; и они объясняли слова «нет места, свободного от Него», что речь идет о Его Провидении. И также они говорили, что теория, что Сущность находится везде, противоречит законам оскверненных мест и т.д. И как было написано в их воззваниях и объявлениях, которые они опубликовали во время Баал-Шем-Това и Алтер Ребе. И см. также «Врата единства и веры» гл. 7 и «Святые послания» в конце п. 25. И, как мне кажется, также в книге «Дом Ребе» напечатано письмо Алтер Ребе3 по поводу этого.

Позиция автора4 книги «Нефеш а-хаим», которую Вы упоминаете в своем письме, соответствует третьей из приведенных выше позиций. И он спорил по поводу этого со своим учителем, Виленским гаоном. — И вообще, кажется, что рав Хаим из Воложина видел книги ХАБАДа, в частности книгу «Тания», и подвергся их влиянию, хотя я не знаю несомненных доказательств этому.

Но для нас нет ничего, кроме четвертой позиции, что цимцум имел место не в буквальном смысле слова и также это было не в источнике [Божественного] света, а в свете, и только на самой нижней ступени света, который был перед цимцумом, как это объясняется в книгах и рукописях ХАБАДа.

И в наши дни, когда мы удостоились появления света, когда была объяснена теория цимцума детально и с всеми подробностями в напечатанных и рукописных книгах хасидизма ХАБАД, то если кто-то пожелает узнать идею цимцума, во всяком случае в известной мере, с пониманием и постижением, то для этого есть только один путь — изучить данные книги. И чтобы удостовериться в этом, достаточно сравнить сказанное об этом в других книгах, как видно, что некоторые из них не хотели вдаваться в подробности по каким-то причинам о сказанном в книгах ХАБАДа.

Я не знаю, какие книги и рукописям есть у Вас, чтобы процитировать их.

Примечания:
1) Букв. — сокращение, сжатие. Начальный акт пред-творения, образование пустоты внутри Бесконечного Света Всевышнего.
2) Буквально «легионеры» («баалей трисим» — «носители щитов»). Талмуд часто пользуется метафорами и уподобляет легионерам мудрецов, интеллектуальные схватки которых происходят в доме учения.
3) Напечатано в его «Святых посланиях» письмо №34 (стр. 85 со слов «И в частности»).
4) Рав Хаим из Воложина.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 4627 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter