…такой-то» или «рабби такой-то сказал». Сейчас я видел отмечающих, что речь об этом идет в «Сдей хемед», брошюра «Правила» А, п. 365, но у меня нет этой книги, чтобы посмотреть внимательно.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Председатель исполнительного комитета
№162
1[перед месяцем Менахем-Ав 5704 года]
В книге «Истина Яакову» — на агадическую часть Талмуда — раввина из Лисса на слова наших учителей (трактат «Йома» 86а): «Велико раскаяние, которое достигает трона славы. И сказал р. Йоханан, что до него, но не включительно» (такова версия в книге «Эйн Яаков» и «Антологии») написал, что согрешивший индивидуум, даже если он после этого совершил раскаяние из самой большой любви — как раскаяние Короля Давида — тем не менее, он называется ущербным, который излечился, и невозможно, чтобы на нем снова почило присутствие Всевышнего, которое называется «Трон славы». И такое раскаяние помогает только для общества. И доказательство такое, что евреев называют «дворец Всевышнего», хотя они неоднократно служили идолам. До сих пор слова р. Яакова из Лисса в отношении нашего вопроса.
И так как раввин, автор этой книги, является одним из великих последних законодательных авторитетов, эти слова его печалят сердце. — И я видел мнение по трактату «Шабат» (56а): «Всякий, кто говорит, что Давид согрешил, на самом деле ошибается, как сказано и т.д. И Всевышний с ним и т.д. Разве возможно, чтобы он согрешил, а с ним был Всевышний?» — Нужно опровергнуть, так как доказательство Талмуда заключается в смысле слов Торы что «Всевышний всегда был с ним», поэтому не было и мгновения, чтобы он согрешил. — И в частности, так как Алтер Ребе в книге «Тания» гл. 46 пишет, что праотцы были на уровне аспекта колесницы и т.д. и это справедливо для каждой еврейской души во время занятий Торой и заповедями и т.д. — И он не делает различия между раскаявшимся и полным праведником. И там из гл. 47 следует, что это относится к каждому человеку.
И как можно согласовать эти два мнения?
Рав Эфраим-Элиэзер коэн Яллес2, Филадельфия
* * *
Примечания:
1) Эта респонса была напечатана в сборнике «Любавичи», брошюра №3, стр. 38 («Ответы и разъяснения», стр. 6). Этот сборник посвящен дням от праздника Лаг ба-Омер до 12 Тамуза 5702 года и в нем нет даты написания этой респонсы. Однако, далее, в письме №164 от 4 Менахем-Ава 5704 года упоминается программа для издания этих двух респонсов. И тогда выходит, что она была написана до 4 Менахем-Ава.
2) Другие письма к нему — выше, письмо №41 и в примечаниях там.