…указ. И каждый должен смотреть на мир, как будто заслуги всех его обитателей уравновешены провинностями. И вот, с помощью добрых дел во вселенной добро перевесит зло и придет спасение и избавление для всего мира, как пишет РАМБАМ в «Законах о раскаянии» 3:4.
С благословением немедленного раскаяния — немедленного Освобождения.
Председатель исполнительного комитета.
№50
1[начало Швата 5703? года]
…И что касается Вашего замечания на полях письма о том, что сказано в трактате «Софрим» (2:5) о том, что в ханукальных светильниках нужно увеличивать их число, приводятся два объяснения этому, «увеличивать в святости, а не уменьшать, как дни уходящие», хотя в трактате «Шабат» (21б) это спор между создателями Талмуда, действовавшими в период после завершения Мишны, но уже отметил это в комментарии «Нахалат Яаков» по трактату «Софрим» — напечатанному в шести трактатах Мишны — хотя не объяснил ничего об этом и так написал: «Талмуд здесь имеет в виду как два объяснения в шести трактатах Мишны».
И нужно сказать, что так как мы можем рассудить между двумя причинами и одна не противоречит другой и нет разницы на практике, то они равноправны и приведены обе. И более этого, мы находим в шести трактатах Мишны, что также в имеющей отношение к практике ситуации сказали (трактат «Брахот» 59а-б и там сказано): «Поэтому приведем обе [причины]». И нужно заметить также по объяснению РАШБАМа на трактат «Бава батра» (75а), что будет как то, и как это, и еще.
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять: было ли чудо ханукальных светильников увеличивающимся изо дня в день, или наоборот. И вот, в год чуда, когда не знали еще на сколько дней хватит масла [(]и уже задали вопрос комментаторы по объяснению, что масло разделили в первый день на восемь частей и можно добавить еще одно возражение из сказанного в трактате «Звахим» (88а), что сосуды используют только если они полные, но если отсутствует нужный объем, то не освещают и из трактата «Менахот» (88б) понятно, что имеется в виду первое и т.д.), понятно, что в глазах наблюдателей чудо увеличивалось изо дня в день, но сказали наши учителя…
Примечание:
1) Скопировано из секретариата и оно к р. Хаим-Довберу Гинзбургу, раввину в Ванкувере. Другие письма к нему — далее, письма №81, 112.
Начало письма, в котором дата, отсутствует. Дата установлена на начало Швата, так как это следует из следующего письма. И из содержания видно, что письмо к Ребе ШЛИТА было написано в дни праздника Ханука.