…идолопоклонник совершающий «шитуф», то если тот, кто говорит так — сумасшедший, то известно, что если сумасшедший нанес ущерб, то он освобожден от ответственности и он не является в своем уме и свободен от всех заповедей. Но тот, кто повторяет эти слова намеренно, и более того — если у такого человека есть влияние на многих, то это запрещено. И (запрет этот) не только по постановлению мудрецов, а из самой Торы. До тех пор, пока у него не будет доказательство в руках (то, что называется доказательством по Торе), что можно сказать на конкретного человека таким образом (что он — идолопоклонник). А если нет (доказательств), то согласно высказыванию наших мудрецов, это заявление равносильно идолопоклонству, кровопролитию и прелюбодейству. И понятно, что нужно проверить того человека, который повторяет эти слова.
И есть общее различие в этом между резкими выражениями, оскорблениями и проклятиями, сказанными по отношению к (какому-либо) мнению, к программе партии или даже к самой партии — и когда мы осуждаем конкретного человека.
Пример этому: РАМБАМ постановил («Законы о раскаянии» глава 3, закон 7), что говорящий, что Всевышний имеет тело и форму является еретиком. Но очевидно, что он не писал, не дай Б-г, такой эпитет на конкретного человека в его дни (и ранее). И наоборот — отвечал на их вопросы...
И если касательно постановлений РАМБАМа так, то...
Я слышал от моего тестя и учителя, что говоря о двух евреях, даже если между ними есть огромная разница в положении, не используют выражение разделения («леавдиль»).
...И в конце этого письма пишет, что он опасается того пути, по которому идет движение ХАБАД.
И пусть в сердце его будет уверенность в том, что Всевышний, который следит за каждым евреем — и так это согласно учению Баал-Шем-Това — спасет хабадников от стоящих на их путях опасностей и также от нападок всяких. И так уже было со времени основания хасидского движения в дни Баал-Шем-Това и Алтер Ребе вплоть до этих дней.