…уменьшается мера богобоязненности определенного круга — так и увеличивается его возбуждение в отношении идеи Санедрина или подобия Санедрина.
К письму №4. Цицит машинной работы1, а также маца. Есть практическое указание Ребе РАШАБа (отца моего уважаемого тестя и учителя) — в стесненных обстоятельствах, когда умножились беженцы в России (в 5670 г. и далее) — сделать цицит машинной работы, только чтобы работу начал человек. И нет здесь места для более подобного объяснения.
Мнения последних законодотелей о цицит машинной работы — собраны в сборнике «Замыкающее все станы» 11:3. А в отношении практического закона в «Кцот а-Шулхан» в начале п. 9.
В отношении мацы машинной работы — в «Сдей Хемед», раздел «Хамец и маца» п. 13. В «Агадат а-Меваер» (Пётркув 5674 г.). «Шаарим Мецуяним бэ-Алаха» на «Кцот а-Шулхан» п. 110 в конце.
№3683
С Б-жьей помощью
29 Тамуза, 5715 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Авраам-Исраэль-Моше2
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо, где Вы пишете о трактатах Иерусалимского Талмуда3, так вот, на данный момент я получил только один том трактата «Брахот», но не тома «Пеа», «Дмай» и «Маасер шени», о которых Вы упоминаете в своем письме.
И да будет угодно, чтобы «желание Всевышнего в руке его осуществилось» для распространения также и Иерусалимского Талмуда. И уже…
Примечания:
1) См. также выше, том 6 письмо №1722 и в примечаниях там. «Ликутей Сихот» том 2, стр. 508.
2) Слоним, Иерусалим.
3) С некоторыми комментаторами и с комментарием упомянутого РИМа (рабби Ицхак-Меир Альтер, основатель движения Гурских хасидов), Иерусалим 5704 г.