И вот ясно, что в отношении этих двух вещей, если бы старались, то несомненно произошло какое-то улучшение. И даже спасение одной еврейской души сравнивается с сохранением всего мира, тем более, когда речь идет о сотнях и тысячах.
И еще третья вещь, что на первый взгляд труднее исправить, это женщины в армии. И на основании того, что я говорил с… во время нашей беседы, это вызывает у меня большое удивление и поражение, что не сказали ни слова о главном — запрете для мужчин находиться в таком смешанном месте, и взяли следующую после этого идею о женщинах, что «Эстер была основой мира». И в соответствии с реальностью, ведь на первый взгляд, именно те, кто не является религиозными, создают большую помеху, чем религиозные. И я пишу от этом деле «на первый взгляд тяжелее», так как можно действовать на основании последних дошедших слухов. И хотя в открытом виде, формально, несомненно не согласятся отменить призыв женщин, но неформально это возможно, ведь уже видели — также и противящаяся сторона — что это не стоит всего ущерба, который есть по всем мнениям, а не только в области религии. И хотя в течение зимних месяцев было более подходящее время, чем сейчас, для нажима и достижения успеха, но ведь не кричат о прошлом. И пусть, хотя бы сейчас, религиозные евреи использовали бы находящиеся у них возможности, ведь само старание в данной области является заповедью. И в частности, когда есть хорошие шансы добиться успеха в определенной мере во всех трех вещах. И принимая во внимание важность всего этого, любые старания и усилия стоят того.
С уважением и благословением — ожидаю добрых вестей.
№5570
С Б-жьей помощью
2 Тамуза, 5717 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Нахум-Шмарьяу Сосонкин1 из Иерусалима
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма от 26 Сивана и благодарю за добрую весть и отчет о повторении трактатов по хасидизму в синагогах.
Примечание:
1 Другие письма к нему — выше, том 13, письмо 4335 и в примечаниях к нему.