№6937
1С Б-жьей помощью
16 Тамуза, 5719 года
Бруклин
Раввину и хасиду, богобоязненному человеку… р. Ханания-Йом-Тов-Липе2
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма от дня освобождения, 13 Тамуза, освобождения моего тестя и учителя, Ребе… главы еврейского народа, что в этом было спасение и победа Торы и заповедей вообще и, как очевидно следует из рассказа об аресте и освобождении, как это понятно.
Вы пишете, что Вас спросили о Ваших стараниях в отношении кошерной и сделанной самым лучшим способом миквы в нескольких местах и среди них такие, что их поведение в области Торы и заповедей требует серьезного исправления и возможно более этого и спрашиваете мое мнение об этом.
И счастлива Ваша доля, чтобы прибавили в укреплении и распространении чистоты в еврейском народе во всех местах, где Вы бываете. И что касается упомянутого вопроса, известно как определить это, то что слышал мой тесть и учитель, Ребе от своего отца... — то, что ответил ему отец — Ребе МААРАШ... во время личной аудиенции (напечатано в сборнике «Сегодня — день» за 23 Сивана).
Только в отношении этого нужно заметить, что так как публикация о Вашем участии не является легитимацией кошерности миквы и т.д — с другой стороны, можно сказать, что кто-нибудь, кто захочет ошибиться, сделает ошибку и выучит из этого неправильный смысл, хотя это противоречит намерению. Ведь на мой взгляд нужно уменьшить публикации насколько это возможно, до крайности. И наподобие этого также и мое поведение в таких делах, на основании того, что я видел — сделать все зависящее — спасти кого-то из евреев [И что для нас может быть меньшим, чем этот вид, о котором говорится в трактате «Санедрин» 44а в начале. И поразительны слова РАШИ там... И в объяснении рабейну Хананеля — что евреи просят...
Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 17, стр. 480 и дополнено по копии из секретариата.
2) Дайч. Кливленд. Другие письма к нему — выше, том 17, письмо №6253 и в примечаниях к нему.