№7194
С Б-жьей помощью
16 Знала, 5720 года
Бруклин
Уважаемому раввину и хасиду, богобоязненному человеку… р. Аврааму1
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма от 11 Швата, на следующий день после дня восхождения моего тестя и учителя, Ребе.
И в благоприятный час я упомяну Вас и всех, о ком Вы пишете, на месте упокоения моего тестя и учителя и да будет угодно, чтобы как Вы прислали эту просьбу, также и сообщили добрые вести в отношении каждого из них.
Вы спрашиваете по поводу высказывания наших благословенной памяти учителей: «когда начинается месяц Адар, то увеличивают в радости и т.д. так как у этого месяца счастливая звезда». Если это так, то как произошло в этот месяц кончина2 Моше-рабейну, пастыря всего еврейского народа?
Объяснение понятно из отрывка в Талмуде (трактат «Мегила» 13б), где приводится мнение о том, что хотели перевесить этот месяц в обе стороны, как сказано там, что «так как выпал жребий в месяц Адар и т.д.». Но вывод таков, что «он не знал и т.д.» и это перевесило и решило в отношении всего месяца, о котором сказано «и перевернулось».
2) Вы спрашиваете о кажущемся противоречии в словах наших благословенный памяти мудрецов по поводу дне ухода из жизни праведников, что с одной стороны он «тяжелый, как день и т.д.», а с другой — его называют «восхождение и т.д.»
Этот вопрос уже подобно обсудили последние законодатели и несколько объяснений приводятся об этом, см. там (собраны в «Сдей хемед» сборник законов 11:106 и в «Край поля» там; в книге «Восхождение РАШБИ» р. Маргалиота; и см. «Ликутей а-ШАС» АРИЗАЛа к трактату «Брахот» 6б; комментарий РАШИ к трактату «Йевамот» 122а в начале, где сказано «восхождения» — что означает праздничные дни; и еще).
Примечания:
1) Халуа
Бруклин
2) См. также выше, том 18 письмо №6747.