СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 10:11

Том 2, стр. 119

Ответ: в открытой части Торы есть пример аналогичной концепции. Более того, он включает в себя закон, который применяется на практике. «Шулхан Арух» (раздел «Образ жизни» 328:14) утверждает, что если смертельно больной человек нуждается в мясе, мы убиваем животное для него [в субботу], вместо того, чтобы дать ему мясо, которое не было ритуально зарезано по закону.

[Теперь], если бы этот человек съел от некошерно забитого животного кусочек мяса размером меньше оливки, он нарушил бы только запрет (который не требует наказания земным судом). А забой [животного] в субботу, напротив, наказывается казнью через побивание камнями. Тем не менее, мы режем животное [вместо того, чтобы человек ел мясо от животного, которое не было ритуально зарезано).

Одна из причин, по которой это делается, заключается в том, что при забое животного человек нарушает запрет только один раз. Когда же он ест мясо, которое не было ритуально зарезано, он совершает нарушение каждый раз, когда ест его1, хотя это меньший запрет (РАН и «Маген Авраам», как цитирует Алтер Ребе в «Шулхан Арухе» 328:16). Есть мнения (БАХ, ТАЗ), что этот принцип применяется даже тогда, когда пища запрещена только по указанию раввинов. Даже когда запрет очень легкий, этот закон остается в силе.

См. также в книге «Леках Тов» — р. Йосефа Энгеля — «Общий принцип» 15 (когда количество перевешивает качество), который приводит несколько мест в Талмуде, выражающих этот принцип. Среди них: РАШИ, «Йевамот» (32б); «Тосафот» в трактате «Санедрин»9.

№222

2

В «Святых посланиях» (п. 28) сказано: «Слово „ноцер“ („помнящий“) помнящий состоит из тех же букв, что и слово „рацон“ („благоволение“)»10. И я спросил: 1) В слове «помнящий» нет буквы «вав»? 2) В «Шмот» (34:7) написано «хранит милость» без дополнительной буквы «вав».

9) В общем принципе 20 [р. Йосеф Энгель] ставит вопрос об этом правиле, отмечая, что [если повторение даже незначительных запретов настолько суровое], закон должен заключаться в том, что человек должен принимать смерть, но не преступать даже другие запреты кроме [идолопоклонства, убийства и прелюбодеяния или кровосмесительных отношений], если он вынужден нарушать их много раз, таким же образом, как человек должен принять смерть, когда вынужден нарушить один из трех упомянутых выше запретов. Это, однако, не представляет трудности. Как объясняет Алтер Ребе в книге «Тания», гл. 24, решение о принятии смерти [это постановление Торы и], не зависит от относительной тяжести нарушений.
10) В книгах «Тора Ор», «Ликутей Тора» и ещё приводится, что в слове «помнящий» («ноцер») есть те же самые буквы, как в словах «канал» («цинор») и «благоволение» («рацон») без указания источника. И на данный момент я нашел в рукописи АРИЗАЛа в «Ликутей Тора» (гл. «Толдот» и гл. «Тиса»...) и в книге «При Эц Хаим»... что в слове «ноцер» есть те же самые буквы, как в слове «рацон». А в книгах «Микдаш Мелех» к «Зоар» II 156а, «Зоар а-ракия» к «Зоар» I [50а] (как приводится в «Ликутей Тора» во втором эссе со слов «Жертву Мою, хлеб Мой» в конце гл. 2) сказано, что в слове «цинор» есть те же самые буквы, как в слове «рацон».
Примечания:
1) См. также далее, письмо №256.
2) См. примечание к п. 219 выше.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1402 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter