Когда, однако, мы приближаемся к священнику, возможно, он предложит такие аргументы:
1. Почему вы приходите ко мне? Я свят независимо. Я не знаю, что я могу сделать. Дайте другим возможность заслужить. Вы хотите, чтобы я участвовал в расходах первосвященника и привлекал других. 2. Разве вы не знаете, что я также участвую в божественном служении в Храме? Спросите самого первосвященника; он также расскажет вам, что есть самое главное. Если я приму участие в [расходах] первосвященника, возможно, что Божественное служение в Храме будет аннулировано. Вы хотите, чтобы я это сделал? Что скажут об этом раввины? Ваши слова уничтожают Храм. Я, конечно, этого не допущу.
Поэтому Тора учит: его священники-собратья должны превозносить его. (И даже несмотря на это, это предупреждение не всегда эффективно).
В этом контексте рассказ Хануки предлагает нам соответствующий урок. Греки смогли добраться до Храма. Они уничтожили алтарь и сделали светильник нечистым. Но небольшой сосуд с маслом, который был скрыт и за которым следил первосвященник, остался неповрежденным. И он использовался, чтобы зажечь свечи, которые продолжали гореть тысячи лет.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Исполнительный директор