…«Вспомни нас», но не «Вспомни», как в «Отец наш, владыка наш, обнови…» вообще, и не вспомнил, сказал ли «в книгу», а в книге «Бейт Эль» вообще нет этого).
С благословением немедленное раскаяние — немедленное освобождение.
Рав Менахем Шнеерсон
Председатель правления1
№244
2С Б-жьей помощью
10 Менахем-Ава 5706 года
Уважаемый… доктор А. Гильман3
Мир и благословение!
В архиве редакции сборника «Воззвание и святость», который перешел ко мне, так как выход издания «Воззвание и святость» прекратился уже несколько месяцев, я нашел Ваше письмо об «объяснении одного места в книге „Тания”».
И отвечаю на него:
1. В книге «Тания», в конце 32 главы написано «и не сказал Король Давид — начало гл. 16 в трактате Шабат» заключены в скобки также и в первом издании книги «Тания» (которое находится в библиотеке моего тестя и учителя, Ребе ШЛИТА).
2. Содержание этой главы в том, что когда человек принимает свою душу как главное, а тело как второстепенное, он приходит посредством этого к любви ко всем евреям, так как все называются братья в буквальном смысле со стороны их общего источника в одном Б-ге. И на это был Ваш вопрос: как тогда можно ненавидеть какого-то еврея лютой ненавистью, ведь у него есть душа, являющаяся частью Всевышнего в буквальном смысле. И объясняется, что речь идет о еретиках и безбожниках, которые вызывают ненависть… И в этом случае нет места для любви, так как у них нет доли во Всевышнем, то есть они отсеклись от Него, не дай Б-г, и тогда не следует называть их братьями (см. Святые послания п.7, «Тания» гл. 24 в конце, Святые послания гл. 5).
Примечания:
1) Махане Исраэль.
2) По копии из секретариата.
3) Другие письма к нему — см. письма №263, 317, 350, 383.