СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 03:53

Том 2, стр. 165

…Так как речь идет о тех, кто не является друзьями в Торе и заповедях и поэтому нет указания ненавидеть их из-за того зла, что есть в них, ведь что Вам до них. Должно быть два условия: 1. Причина в отсутствии любви — нет у них доли в Б-ге Израиля. 2. Причина для ненависти — «ненавидящих Всевышнего буду ненавидеть…»

И на основании этого становятся понятными несколько уточнений: 1. То, что Алтер Ребе добавил безбожников, хотя в Талмуде трактате Шабат говорится только о еретиках (о разнице между ними см. Рамбам, «Законы о раскаянии» гл. 3 и Тур и Шулхан Арух раздел «Йоре Деа» п. 158 и «Хошен Мишпат» п. 425) и это оттого, что есть указание ненавидеть и безбожников, поэтому «опускают их» (трактат Авода Зара 26б и там упомянуты также и доносчики, но причина этому не ненависть к ним, а закон преследователя. И не о них идет речь, когда сказано «ненавидел их лютой ненавистью…») 2. То, что Алтер Ребе не упомянул тех, кому положено наказание карет и смертная казнь, хоти и они отсекаются от своего источника и поэтому не называют их братьями. 3. То, что Алтер Ребе добавил слова «что нет у них доли в Б-ге Израиля».

И в любом случае Алтер Ребе не говорит в книге средних только о поменявших веру1 и не о всех таких людях (см. также ответ Рамбама в сборнике его ответов п. 163), а о еретиках и безбожниках, суть которых объясняет Рамбам в «Законах о раскаянии».

3. Суть этой главы только объяснить дополнительное преимущество являющееся следствием размышления о предыдущей главе. И это заповедь любви к еврею. Только для полноты картины он объясняет также ситуацию, когда нет места вообще для этой любви. И поэтому он заключает это в скобки. См. к примеру в первой главе: «и если после этого…», в конце второй главы: «и злодеи и противники…», в конце пятой главы и т.п.

* * *

Кстати, в этой главе есть редкое выражение «и даже если нет, не теряет», что на первый взгляд должно было быть «и несмотря на то, что нет, не потерял». И это сильно выделяется обращая внимание на смысл слов и отсутствие подобных примеров цитат в книге средних («Тании»), части «Врата единства и веры» и «Святых посланий».

И нужно объяснить разницу между двумя фразами: «несмотря на то» показывает на идею добавления и вторично по отношению к предшествующему выражению, а «если» подчеркивает равноценность двух вещей. И также в этом вопросе хотел Алтер Ребе подчеркнуть, что любовь должна быть одинакова в двух этих случаях: если приблизит к Торе… и если нет, поэтому он использовал слово «если». См. также слова мудрецов (Бамидбар 15:14) на слова (Даниэль 3:18) «А если и не так, то» …сказали ему либо спасет, либо…

Примечания:
1) Как хотел он объяснить в «объяснении в другом месте в книге „Тания”».

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 2973 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter