...исполнить волю своего Создателя». [И имя] Исраэль [был дан Яакову, потому что сказано:] «Ты боролся с ангелами и людьми и побеждал».
Таким образом, пребывание в Земле Израиля подразумевает, что человек желает исполнить волю своего Создателя, несмотря на то, что при этом нужно бороться с другими людьми и силами природы. (Ибо небесные созвездия и ангелы являются управляющими посланниками. Ведь слово «природа» численно эквивалентно слову «Элоким», «ангелы», как сказано в ШЛА, трактат «Псахим», толкование 3). [Это положительное влияние связано с тем, что] «воздух Земли Израиля делает людей мудрыми» и помогает в предотвращении проникновения духа глупости. (Как говорят наши мудрецы:] «Человек не совершит греха, если в него не войдет дух глупости»).
Мы будем рады услышать о той удаче, которую Вы найдете, и о Ваших действиях по укреплению Торы и еврейства.
С пожеланиями всего хорошего,
Рав Менахем Шнеерсон
Председатель исполнительного комитета1
№456
2С Б-жьей помощью
2 Кислева, 5707 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемый молодой человек и хасид, богобоязненный человек… р. Й.3
Мир и благословение!
Отвечая на Ваши вопросы:
Что касается концепции упования на Всевышнего, то Вы спрашиваете: нужно ли делать «сосуд», средство [для Божественного благословения], или же достаточно только молиться Всевышнему и полагаться на Него? Вы также слышали, что праведники не нуждаются в создании сосуда. Соответственно, Вы спрашиваете, почему Авраам счел необходимым использовать [обманную] тактику, [когда он сказал Саре]: «Пожалуйста, скажи, что ты моя сестра».
Ответ. Очевидно, что помимо упования на Всевышнего нужно также создать сосуд. Действительно, весь ТАНАХ и Мидраши наших мудрецов наполнены [иллюстрациями] этого понятия. Стремление создать сосуд в естественном порядке...
Примечания:
1) «Центр по вопросам воспитания».
2) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 15, стр. 486. Сборник «Ягдиль Тора» изд. в Иерусалиме, выпуск 6, стр. 22 и дополнено по копии из секретариата.
3) Партивич.