№276
1С Б-жьей помощью
7 Менахем-Ава, 5707 года.
Уважаемые раввины и хасиды, распространяющие учение хасидизма, богобоязненные люди, во главе которых стоят р. Меир2 и резник р. Хаим.
Мир и благословение!
Мы узнали с радостью, что святая задача, возложенная на Вас, была успешной и что Вы смогли собрать часть ресурсов, необходимых для печати книг Мителер Ребе и [чтобы Вы] опубликовали эти книги. Конечно, они уже были отправлены сюда, как было договорено. Без сомнения, Вы также пытаетесь сейчас — в максимально возможной степени — увеличить сумму собранных денег, чтобы восполнить хотя бы еще одну часть того, чего не хватает на расходы.
Для таких людей, как Вы, нет необходимости объяснять — и, конечно, не уточнять — великую заслугу, связанную с этим вопросом. Я чувствую необходимость подчеркнуть вашу великую награду — как она будет защищать и сиять - как в будущем мире, так и в этом мире, для души и для тела.
Это можно понять на основании высказывания наших мудрецов («Санедрин» 90a) о том, что атрибуты Всевышнего [выражены] «мерой за меру» в будущем мире, и в этом мире. [Объяснить это можно так, как сказано] (Киддушин 39б): «В этом мире нет награды за заповедь». Обоснование заключается в том, что заповедь повелел исполнять бесконечный свет Всевышнего, который неограничен. А когда человек исполняет Его волю, то награда — это также бесконечный свет Всевышнего, который неограничен. Поэтому невозможно охватить его в этом физическом, ограниченном мире (см. [«Тания»] послание 3).
Есть, однако, заповеди, через которые выполняющий их человек оказывает прямое влияние на наш физический мир. Соответственно, в дополнение к неограниченному качеству, упомянутому выше, выполнение этих заповедей также предполагает материальную деятельность в этом физическом мире (см. комментарий РАМБАМа к Мишне, «Пеа» 1:1). Поэтому его награда также состоит из двух элементов: основы, который остается для будущего мира, и вторичного дополнения, которое проявляется в этом мире.
Мы видим («Йевамот» 96б, «Брахот» 31а, «Зоар» I 217б) большое стремления духовных лидеров Израиля к том, чтобы их учение повторялось в этом мире3, пока их души находятся в Небесной академии. Ибо таким образом они будут пребывать в двух мирах: в будущем мире и в этом мире. Соответственно, вознаграждение, данное тем, кто делает это возможным, помогая распространять их учение, будет мера за меру в будущем мире...
Примечания:
1) Напечатано в «Ликутей Сихот» том 11, стр. 222 и дополнено по фотокопии из секретариата.
2) Ашкенази. Другие письма к нему — выше, письмо №239 и в примечаниях там.
3) См. также выше, письма №193, 205 и 206.