СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 02:57

Том 2, стр. 294

Было бы уместно и правильно, чтобы до того, как [р. Казарновский] начал работать над этим, ему следовало посоветоваться с Вами и услышать Ваши советы и мнение. Вас, однако, не было дома в то время. Поэтому из страха, что пробуждение охладится и если дело будет отложено, то оно будет отложено на неопределенный срок, он счел необходимым начать делать то, что можно — организовать группу заинтересованных сторон и сторонников для работы «Центра по вопросам воспитания» в целом и, в частности, в области публикаций.

То, что было достигнуто тогда, было всего лишь началом, как бы посевом семян. Прежде чем наставлять нашего друга, раввина Казарновского, продолжить эту великую заповедь, которую он начал, мы обращаемся к Вам с двойной и тройной просьбой дать нам свой совет в отношении этого вопроса в целом и, в частности, относительно подходящего времени и способа [чтобы довести это до конца]. [Это особенно актуально, с тех пор] благодаря Вашей помощи и оказанию влияния для увеличения числа сторонников «Центра по вопросам воспитания». Это жизненно важный вопрос для духовного здоровья тысяч еврейских мальчиков и девочек.

Будет лишним упоминать о вещи, «в которой нет сомнения для цельного человека и который раскрывается людям в целом»: «Центр по вопросам воспитания» — это учреждение, которое не имеет никакого отношения к политике и к какой-либо конкретной партии, а также не связано с какой-либо йешивой вообще.

В заключение рассмотрим вопросы, касающиеся сегодняшнего дня: 15 Швата, нового года деревьев. Из слов РАМБАМа (в начале «Законов о второй десятине») следует, что он происходит из Торы. А РАШИ в комментариях к РИФу по Мишне трактата «Рош а-Шана» там, напротив, [утверждает, что он это постановление раввинов].

[Согласно первой точке зрения] из Торы мы видим только то, что [новый год деревьев] следует за Рош а-Шана по годам (т.е. первого Тишрея, но не в тот день, когда он отмечается] (см. «Тосафот» со слов «И плоды» к трактату «Рош а-Шана» 10а). Тем не менее, можно объяснить, что установление этой даты определяется одним из двух способов:

1) Как применимо в отношении других мер [в рамках законов Торы], по мнению большинства законодательных авторитетов это закон, сообщенный Моше на Синае.

2) Тора поручила установление нового года деревьев мудрецам. После это он имеет [силу] закона Торы.

Мы видим другие примеры этого принципа, в соответствии с определенными мнениями, в отношении торговли запрещенными вещами, причинении себя боли в Йом-Кипур, выполнении работы в полупраздничные дни, запрета следовать нееврейским обычаям и ухаживать за первенцем [животным].

Разница между этими двумя подходами заключается в том, что согласно последнему, если есть Великий суд, который превосходит [Санедрин, который вынес это постановление] мудростью и количеством его приверженцев, он имеет право перенести новый год деревьев на другой день.

Поскольку Мишна приравнивает между собой всех четыре начала года, казалось бы, следует придерживаться первой интерпретации. Тем не менее, дебаты в Талмуде относительно даты, когда этот Рош а-Шана отмечается, [по видимому] зависят от логики. Ибо говоря: «Следуйте за большинством лет», кажется, что [Талмуд] дает обоснование, а не отличительную характеристику. Это, по-видимому, подтверждает второе обоснование: Тора поручила мудрецам определение нового года деревьев, т.е. когда плод нового года начинает зарождаться. Ибо естественный порядок природы приспособит себя к Торе*, как наши мудрецы комментируют в Иерусалимском Талмуде «Ктубот» 1:2 стих: «Воззову к Б-гу, который делает Его определение [зависимым] от меня»1. Я пишу об этом только для того, чтобы сообщить идею.

* См. комментарии ШАХа к разделу «Йоре Деа» 189:3; ответ «Хатам Софера»; респонсы «Хатам Софера» к разделу «Эвен а-Эзер» п. 6.Примечание:
1) Это не буквальный перевод, а интерпретация наших мудрецов.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Темы: 15 Швата
© Шолем Л. | Просмотров: 1074 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter