СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 06:39

Том 2, стр. 351

...тот, кто сказал об этом (что выпечка к Песаху производится внутри), не сказал о том (что выпечка не вытесняет субботу).

И в соответствии с этим объяснением есть три мнения: 1) Что также и выпечка не вытесняет субботу (и так в соответствии с Мишной без указания имени автора, после этого спора, там 100б). 2) Выпечка вытесняет субботу, но не замешивание и раскатывание теста. — И эти два мнения приводятся в Мишне без указания имени автора. 3) Все действия в праздник Песах вытесняют субботу — это мнение р. Юды там.

По правде говоря, согласно РАМБАМу («Законы ежедневных и дополнительных жертвоприношений» гл. 5-7 и 10), который постановил, что выпечка для праздника Песах происходит внутри и не вытесняет субботу, можно сказать, что мудрецы Мишны не спорят об этом. И они полагают, что выпечка не вытесняет субботу, как это сказано в Мишне без указания имени автора (и см. «Лехем Мишне» по РАМБАМу там и в. «Тосафот Йом-Тов» к трактату «Менахот» 11:2). Но здесь нет мнения этих «Тосафот», как было сказано выше. Такое также мнение РАДАКа (Шмуэль I 21), который написал, что по мнению р. Юды выпечка вытесняет субботу. И см. у РАДАКа и в «Антологии Шимона» там, что в отношении этого был спор между Доэгом и Давидом* (и нужно разобраться с версией в Иерусалимском Талмуде, трактат «Санедрин» 10:2).

И вот, на первый взгляд требуется хорошенько разобраться с этим, ведь по мнению того, кто считает, что выпечка в праздник Песах вытесняет субботу, также и сама выпечка должна происходить именно в субботу, а иначе тесто станет негодным. А по спорящему с этим мнению, выпечка должна быть именно перед субботой. Тогда как могло возникнуть сомнение в исполнении этого закона, ведь это постоянно повторяющаяся вещь еженедельно со дней Моше-рабейну. Как возражают на это в некоторых местах (Иерусалимский Талмуд, трактат «Псахим» 86:1 и см. «Основы Мишны» р. Маргалита).

И нужно сказать, что всегда был спор на эту тему и в каждом поколении выносили постановление в соответствии с мнением верховного суда в то время (как сказали наши учителя — трактат «Рош а-Шана» 25** — о судье, который будет в то время). Так вот, Доэг был глава раввинского суда, как объяснил РАШИ слова (Шмуэль I 14) «старший над пастухами». А Давид был тем человеком, по мнению которого везде выносился закон («Санедрин» 93б). И поэтому, когда оба они одновременно находились в Нове, ещё раз возник вопрос о том, вытесняет ли субботу выпечка к празднику Песах или нет.

Но этот спор не упоминается в обсуждении разногласий между школой Шамая и школой Гилеля (Иерусалимский Талмуд, «Хагига» 2:2), так как всякий раз было вынесено постановление в соответствии с мнением большинства. А в отношении закона [о размещении предмета] близко или далеко [от места возможного ущерба] остались разногласия, как это понятно. И здесь нет места для более подробного обсуждения.

*) Обсуждение этого в сборнике «Развилка дорог» п. 13.
**) И см. также РАМБАМ «Законы ослушников» 2:1.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 990 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter