...два элемента: само учение — у которого есть пределы и границы — и диалектический анализ бесконечного обучения (как объясняется подробно в «Законах изучения Торы» Алтер Ребе, начало главы 3).
[В этом контексте] отрывок от Иерусалимского Талмуда можно понять в соответствии с его простым значением: возникает вопрос: «Какое преимущество у автора учения, когда он сам ещё раз повторяет свои слова?» Ответ дан (на основе описания трактата «Софрим» 15:7: «Мишна похож на вино, Талмуд, как пряное вино): Один мудрец говорит: «Как пряное вино», т.е. сколько бы раз он не повторил его учение в небесной академии, он обнаруживает в нем новые концепции и идеи, как упоминалось выше в отношении диалектического анализа. Другой мудрец говорит: «Как старинное вино, старое учение. Несмотря на то, что он выпил его, его аромат остается в его устах в течение долгого времени», т.е. он чувствует и восхищается мотивирующим принципом, содержащимся в знакомой концепции.
Посмотрите в «Корбан а-Эйда» в отрывке из трактата «Шкалим» Иерусалимского Талмуда и тексте «Эмек Шеола» р. Мордехай-Дов [Тверского] из Горнстипеля, которые истолковали две упомянутые аналоги. [Их интерпретации] также требуют уточнения по моему скромному пониманию. Но здесь не место для дальнейшего обсуждения проблемы.
С благословением сейчас же — к раскаянию, сейчас же — к Освобождению!
Рав Менахем Шнеерсон
Исполнительный директор1
№207
2С Б-жьей помощью
четвертый день недели, 15 Тевета 5706 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемый раввин, гаон и хасид, богобоязненный человек… р. Яаков-Исраэль Зубер3
Мир и благословение!
Теперь, когда отправка пакетов за границу стала значительно проще, мы хотели бы обратить Ваше внимание на некоторые печатные материалы, которые издательство «КЕОТ», основанное моим уважаемым тестем и учителем, Ребе ШЛИТА, опубликовало за прошедшие четыре года. Все круги еврейской общины признали важный образовательный вклад [этих текстов].
Примечания:
1) Издательство «КЕОТ».
2) По копии из секретариата.
3) Другие письма к нему — далее, письмо №217.