И как говорится в Мишне в конце главы о Йом-Кипуре: «Как миква очищает ритуально нечистых, так и Всевышний очищает евреев».
И см. также хасидские трактаты Алтер Ребе1 (автора книги «Тания» и «Шулхан Аруха») об идее миквы, намерениях во время окунания в микву. И см. там очень хорошо.
И да будет угодно, чтобы был успех во всех стараниях по увеличению чистоты в еврейском народе. И ведь нам было обещано, что оказывают помощь Свыше тому, кто приходит очищать других людей. И чистота приводит к святости и благочестию и т.д.
До исполнения обещания: «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей... очищу вас». И тогда «полна будет земля2 знанием Г-спода, как полно море водами».
С благословением на успех во всем этом.
№7527
3[Кислев 5721 года?]
Хотя в записях АРИЗАЛа (на гл. «Шмот») сказано, что не дают ответа на толкования — тем не менее, так как Вы написали, что когда Яаков послал ангелов, это были те самые, которые появились в результате его исполнения заповедей — нужно разобраться, можно ли сказать, что он послал свои заповеди Эсаву и т.д. Тем более, что заповеди не были даны для того, чтобы извлекать из них выгоду.
Примечания:
1) Напечатано в его молитвеннике.
2) См. РАМБАМ в конце «Законов о королях». И нужно уточнить, что в «Законах о раскаянии» он не привел окончание цитаты «как полно море водами», а сделал это в «Законах о королях» — в конце своего труда. И см. комментарий РАДБАЗа там.
3) Это письмо рабби Шолому Суфрину, ребе из Комарно, было написано на полях его письма от 12 Кислева 5721 г. Другие письма к нему — выше, том 17, письма 6180, 6208. Далее, письмо 7627.