№8275
1С Б-жьей помощью
25 Кислева, 5722 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Шимон-Исраэль Позен2 из Бруклина
Мир и благословение!
На основании того, что как мне помнится мы уже встречались один раз, а сейчас принесли мне молитвенник АРИЗАЛа р. Шабтая Маршкова, и как записано в предисловии, Вы занимались его изданием.
И на мне лежит долг3 выразить сильную надежду на основе обещания наших мудрецов4, что одна заповедь влечет за собой другую, что вышеназванная деятельность по распространению источников хасидизма, источников истинной мудрости в печати, т.е. когда она доходит также и наружу, то будет этому продолжение. Я имею в виду — изучение этой мудрости, мудрости каббалы, внутренней части Торы, которая в наше время раскрылась в учении хасидизма и тем более:
А что касается сделанного относительно намерений в молитве и т.д., что не каждый разум и сердце смогут воспринять это, и ведь для этого требуется как разум, так и сердце. И еще очевидно, что в отношение намерений в молитве необходимо изучать эти вещи, что не так в противном случае — возможно изучать внутреннюю часть Торы, мудрость каббалы, и (как говорят первые законоучителя) молиться как ребенок (см. сборник ответов РИБАШ, п. 157).
Ведь если в отношении исполнения заповедей — должно быть прежде всего учеба, ведущая к практическим действиям, то тем более в отношении намерений в молитве, в чем требуется большая осторожность, как объясняется в разных местах.
И понятно5, что изучение каббалы недостаточно для этого и необходимо изучать хасидизм, объясняющий идеи каббалы и отвлекающий от их материальности. Ведь без этого отвлечения, как сказал Ребе Цемах-Цедек: «Наказал Баал-Шем-Тов не учить книги по каббале…
Примечания:
1) Часть напечатана в «Ликутей Сихот» том 20, стр. 593 и дополнено по фотокопии письма.
2) Раввин Шопрона. Другое письмо к нему — далее, письмо 8332.
3) В продолжение этого, далее, это же письмо.
4) Трактат «Авот» 4:2.
5) См. также далее, письмо 8301.