СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 12:55

Том 3, стр. 113

Говорят наши мудрецы: «Три вещи заповедовал Ахитофель своим сыновьям: не участвуйте в споре, не бунтуйте против правления династии дома Давида, и если в праздник Шавуот ясный день — сейте пшеницу» (трактат «Бава Батра» 147а).

И необходимо разъяснить ряд вещей. Среди них: 1. «Не бунтуйте…» кажется избыточным, поскольку уже сказано: «не участвуйте в споре».

Завещание человека, в частности настолько великого, о котором свидетельствует Писание, что его слова подобно тому, как если бы спросили слова Б-га, безусловно включают основополагающие указания, которые отображают его подход. Что же объединяет три вышеупомянутые вещи, и в чем заключается внутренняя суть понятия «ясного праздника Шавуот»?

Выражаясь очень коротко, можно сказать следующее: пик душевных качеств, к которым стремится человек выражается в трех вещах. И они объясняются в Мишне: существуют три короны — корона Торы, корона священничества и корона правления. И путь, который к этому приводит, на первый взгляд, состоит из двух аспектов: страх греха (принятие ярма) предшествует мудрости (объяснению и пониманию), или же наоборот.

Ахитофель все свои дни придерживался второго аспекта (см. «Тосафот» на начальные слова «Все», «Хагига» 15б), и как говорит РАШАБАМ, в «Бава Батра», там, это не было для него успешным, и поэтому он предостерёг своих сыновей (и это приводится в Талмуде, поскольку это является вечным наставлением, относящимся к любому времени в любом месте и к каждому человеку), — «не участвуйте в споре».

Исходным для всех споров, как сообщает Мишна, является спор Кораха и его сообщников за корону священничества, несмотря на то, что его требование было сильным со стороны разума и мудрости, как объясняется у наших мудрецов.

2) «Не бунтуйте против правления династии дома Давида» — поскольку он установил ярмо Торы и ярмо раскаяния. Что касается короны правления, согласно разуму, если правление было отнято у Шауля за прегрешение в отношении одной вещи, то тем более оно должно было бы быть отобрано у Давида, который совершил прегрешение в отношении двух вещей.

3) Пшеница является пищей человека, который обладает разумом и мудростью. И древо познания добра и зла представляло из себя пшеницу, как сказано: «Ребёнок не умеет (звать маму и папу, пока не попробует вкуса злаковых)» (трактат «Брахот» 40а). Древо же познания добра и зла включает разум и мудрость, то есть добро и зло.

И (Ахитофель) заповедовал своим сыновьям, что преуспевание пшеницы и её добротность зависит именно от праздника Шавуот. Ведь, на первый взгляд, непонятно, что нового добавил праздник Шавуот, ведь и до этого (евреи) изучали Тору испокон веков, как говорят наши мудрецы (трактат «Йома» 28б): «Никогда не прекращалась учёба наших праотцев и йешива Шема и Эвера…» Однако во время дарования Торы произошло то, что евреи сказали что будут исполнять, раньше чем сказали что будут слушать, что означает полное принятие ярма, как объясняется в брошюре. И Всевышний начал (со слова) «Анохи» («Я…»), что является начальными буквами фразы «Я записал и передал Себя» (трактат «Шабат» 105а). Суть и сущность Бесконечного Света, Благословен Он, вложена в мудрость Торы, то есть корону Торы.

И в этом заключается общая сторона во всех трех наставлениях Ахитофеля: основа всех трех видов совершенства — Торы, священничества и правления заключаются именно в полном принятии ярма Небес, что выше разума и понимания.

На это также намекает Мишна в трактате «Авот» (4:13) «Есть три короны… И корона доброго имени…

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1668 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter