И на основании этого станут более понятными слова из книги «Тания»1: «И это его цель» — в единственном числе, хотя Алтер Ребе приводит до этого два разрешения для изучения [нееврейских премудростей]. Ведь цель РАМБАМа и т.д. во время учебы была только одна, но когда после этого «колесо счастья изменило ход» и его брат скончался, он был вынужден воспользоваться этими знаниями для заработка*.
* * *
Еще нужно заметить в отношении того, что приводит РАМБАМа и РАМБАНа на основании написанного в книге «Врата реинкарнаций» (предисловие №36, и см. также «Врата реинкарнаций» ХИДА в соответствующем разделе), что оба не удостоилось мудрости каббалы2, по крайней мере до последних лет своей жизни. И понятно отношение мудрости о порядке мироздания в каббале и идей практической каббалы к естественным наукам и т.д.
С уважением и благословением.
М. Шнеерсон
№496
3С Б-жьей помощью
4 Тамуза, 5709 года.
Мой уважаемый родственник, богобоязненный человек… р. Исер4 и вся семья, да пребудете все во здравии
Мир и благословение!
Я не знаю точно, в какой день Вы успешно прибыли на новое место жительства5. И благословение…
Примечания:
* В письме РАМБАМа («Великолепие поколения», п. 41) сказано, что когда были взяты нееврейские женщины и т.д., Б-г знает, что они были изначально взяты для фармацевтики и т.д., тем не менее, был уменьшен период [Торы] и т.д. — И из всего этого есть доказательство сказанному выше.
И, может быть, также из-за этого было упомянуто имя РАМБАМа в книге «Тания» — так как он четко объяснил свою цель и от него можно учить в отношении всех людей.
И нужно посмотреть записи РАМБАНа, в частности то, что он пишет о РАМБАМе, процитировал ли он вышесказанное — объясняется само собой упоминание РАМБАНа в книге «Тания» там.
1) В конце гл. 8: «…именно с такой целью их [нееврейские премудрости] изучали РАМБАМ, РАМБАН и их последователи».
2) См. далее, письмо №551 и в примечаниях там.
3) По копии из секретариата.
4) Клювгант. Другие письма к нему — выше, том 2, письмо №301.
5) Австралия.