СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 08:39

Том 3, стр. 42

...в одном и том же контексте. 3) Несмотря на то, что оба понятия истины и применимы одновременно в одном контексте — это не представляет сложности, поскольку не является истинным само доказательство.

В обсуждаемом нами случае: понятие знания Всевышнего не противоречит понятию свободного выбора. Приведем объяснение: я знаю, что если завтра подброшу камень — он в конце концов упадет на землю. Само по себе это знание не является противоречием обсуждения того, есть ли у камня свобода выбора упасть на землю или остаться в воздухе. Поскольку даже (если предположить, что у камня есть свобода выбора) — он может выбрать упасть на землю. И при этом, моё знание будет являться доказательством в пользу того мнения, что у камня свобода выбора отсутствует, ведь поскольку моё знание ясно и несомненно, то если при этом сказать что у камня есть свобода выбора — откуда бы я знал как именно он себя поведет? Однако все же можно сказать, что несмотря на то, что невозможно сказать, как именно я обладаю таким знанием, тем не менее это не является доказательством того, что у камня нет свободы выбора.

Или же приведем еще один пример: Рувен знает будущее и может его сказать в отношении Шимона, который находится на другом краю планеты (так что невозможно, чтобы Рувен каким бы то ни было образом оказал влияние на Шимона). То, что он скажет — не будет иметь влияния на выбор Шимона. Однако Рувен знает, как Шимон изберет поступить, используя свой свободный выбор. Это означает, что выбор Шимона меняет знание Рувена, а не наоборот. Выбор является причиной, а знание — это следствие. И это действительно подобно знанию, которое приходит после выбора, где одно не противоречит другому, поскольку выбор был свободным, поскольку знание никак на него не повлияло, а наоборот — знание находится в зависимости от результатов свободного выбора. И таким образом, как будто, работает и знание Всевышнего. Об этом сказали наши мудрецы благословенной памяти (Иерусалимский Талмуд, трактат «Рош а Шана» 1:3, а также в конце трактата «Йома»): «Святой, благословен Он, знает что произойдет». Если же Вы скажете: раз выбор абсолютно свободный, то каким образом можно знать заранее как он будет использован? На это отвечает РАМБАМ (там), что знание Всевышнего не подобно нашему знанию, и нет у нас силы постигать, как постигает Он.

В отношении знания и свободы выбора см. «Тора Ор» и «Торат Хаим» на гл. «Вайера», а также «Ликутей Тора» на гл. «Бэар» в объяснении эссе на начальные слова «Субботы», ч. 3; гл. «Бамидбар» в конце объяснения эссе «В час, когда предварили», «Врата выбора» в книге Мителер Ребе «Врата раскаяния», и еще. Также на эту тему см. в комментариях на мишну («Поучения отцов» 3:9): «Все известно заранее, но выбор дан». Мнения еврейских исследователей данного вопроса помещены в комментарии «Ор Самеах» на РАМБАМа в «Законах о раскаянии» (там).

Прилагается брошюра на 24 Тевета и письмо моего уважаемого тетя и учителя1, Ребе ШЛИТА...

Примечание:
1) О разделении для учебы трактатов Талмуда. См. выше, письмо №434.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 876 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter