Мое намерение заключалось только в том, чтобы сделать указатель по высказываниям мудрецов Талмуда просто дополнением и завершением тех работ, которые существуют сегодня. Указатель к раввинской литературе средневековья, напротив, будет совершенно новым делом и он заполнит заметную пустоту, ведь, как мне кажется, этим ещё никто не начал заниматься.
2) Похоже, что Вы интерпретировали мое письмо как подразумевающее вопрос, почему Вы цитируете в своем указателе высказывания наших учителей, которые уже были приведены в предыдущих изданиях. Напротив, мое мнение таково, что всякий сборник, который служит указателем, должен быть полным, чтобы человек не был вынужден искать в других текстах; также он не должен содержать ничего, кроме его основной темы. Подвожу итог моей концепции того, что подходит для Вашего текста вообще, и прошу прощения за мою критическую оценку:
1) Он должен включать в себя все изречения наших мудрецов из Талмуда, включая те, которые уже были перечислены ранее в других текстах;
2) Ваша брошюра, которая составляет одну шестую часть текста, не относится к сборнику, который является текстом популярного использования;
3) По завершении моего предыдущего письма в отношении источника заявления наших мудрецов была опущена заметка о «всякой болезни и всяком ударе, о каких не написано в книге учения этого» — это относится к смерти праведных. В «Ницоцей Зоар» р. Марголиуса и в завершении «Зоар» II цитируется ответ «Атерет Цви», раздел «Йоре Деа», ответ 38, который находит такое заявление на арамейском языке в «Зоар» II 10б.
В заключение с пожеланиями вечного блага во всех вопросах,
Рав Менахем Шнеерсон
№458
1С Б-жьей помощью
6 Адара, 5709 года.
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Эльханан Коэн2
Мир и благословение!
Принимая во внимание Ваше искреннее участие и постоянную помощь и сотрудничество ради...
Примечания:
1) По копии из секретариата.
2) Известный также как Александр (Кавен). Другие письма к нему — выше, том 2 письмо №189 и в примечаниях там. Далее, письмо №571.