Игрот Кодеш. Том 6, стр. 270

...к утверждению, что «если весь мир говорит вам, что вы праведник, считайте себя грешником», то это, в более общем смысле, из-за того, что это утверждение связано со служением Всевышнему. Действительно, тот, кто еще не сумел стать праведником, не должен ошибаться в этом вопросе сам (понятно, что самым важным является объяснение, данное в пункте 1, что клятва не относится к этому, а это только способ применения на практике).

2) Вы спрашиваете, какой будет вред для совершенного праведника, что он будет знать о своем состоянии. Кроме того, можно задаться вопросом, почему Вы имеете в виду «совершенного праведника», ведь можно было задать тот же вопрос о «несовершенном праведнике». Ответ на это заключается в следующем. На самом деле, ничего плохого из этого не получится, а только важно, чтобы тот, кто не является праведником, не представлял себя им, как я подчеркнул в своем предыдущем письме и как объясняется в гл. 13 книги «Тания». По сути, именно так следует понимать сделанное здесь предостережение, чтобы не обращать внимание на то, что говорят «все вокруг».

3) Вы возражаете, что многие праведники сами свидетельствовали о своем состоянии. Это не проблема, как я уже сказал. Они знали, что они были праведниками, не потому, что так сказал «все вокруг», а из-за других доступных им сил, позволяющих им узнать своё состояние. В таком случае это знание не может причинить вреда, а наоборот, как утверждают различные тексты из хасидизма, что человек должен осознавать свои собственные достоинства точно так же, как он знает о своих недостатках.

4) Вы повторяете еще раз, что разница между пределом и бесконечностью также качественная. Вы доказываете это из того факта, что эти два элемента не имеют общей меры. Следовательно, существа не могут иметь восприятия бесконечности. Вы основываетесь на утверждении, фигурирующем в различных текстах по хасидизму, согласно которому числа один, миллионы и миллиарды — все идентичны по сравнению с бесконечностью — но ощущения доказывают обратное. Действительно, каждый человек имеет восприятие этого материального мира, хотя существует бесконечность духовных сущностей, которые также носят название миров. Так что между ними есть общая точка. Можно также найти доказательства всего этого в утверждении наших мудрецов, фигурирующем в трактате «Хагига». В гл. 46 книги «Тания» также идёт речь о пределе и бесконечности. Он говорит, что каждая армия [небесного воинства] состоит из миллионов [ангелов] и таким армиям нет числа. Результатом является то, что бесконечность является сложением конечных элементов. Это не противоречит утверждению различных источников, согласно которым бесконечность не может быть составлена из ограниченных объектов, так как это справедливо только для сотворенных существ. С другой стороны, когда раскрыта сила Творца, то это становится возможным благодаря Нему. Действительно, есть свидетельства вмешательства Творца в сотворенные существа [см. «Путь веры», том 1, гл. 3, где сказанное, похоже, несколько напоминает то, что сказано в гл. 2. Этот вопрос не будет здесь не освещается]. Таким образом, условия предела и бесконечности имеют количественное значение и согласно терминологии философов, они отвечают на вопрос «сколько», а не на вопрос «как».

Я надеюсь, что все это, наконец, стало ясно для Вас, и в заключение я шлю свое благословение.

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Темы: Тания
© Шолем Лугов | Просмотров: 84 | Комментарии (0)
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter