СБП. Дни Мошиаха! 17 Нисана 5784 г., пятый день недели Ахарэй | 2024-04-25 03:10

Том 9, стр. 16

…Вот, в отношении вышесказанного само по себе можно объяснить согласно тому, что написано также в другом месте двумя способами. Что выделяются слова «в заповедях „делай»», то есть и тем более в заповедях «не делай» (что таковы слова Алтер Ребе в его «Шулхан Арухе», п. 343) или выделяются слова «также» и имеется в виду то, о чем шла речь выше. Что как любовь является корнем и основой заповедей «делай», ведь заповедь воспитания также является «делай» (ведь не имеет отношение к этому то, входит ли заповедь воспитания в заповеди «не делай», или нет). И тогда понятно более просто слово «да», ведь согласно первому объяснению было бы достаточно, чтобы это было сказано о заповедях «делай» и из завершения предисловия. Но главное — из полученной в результате воспитания любви и т.д. понятно это объяснение в скобках, которое хочет подчеркнуть, что в любви есть также и заповедь воспитания.

И в этом станет более понятным, ведь вообще из выражений в скобках понятно, что они прибавляют вещь, не являющуюся основной для понимания идеи. И так оно в данном случае, ведь сказанное «воспитывай отрока» не значит именно перед тем, как он станет взрослым в исполнении заповедей и наоборот (см. трактат «Кидушин» 30а) от 16 и т. д. до 18 и т. д. (и попутно можно заметить, что в «Законах об изучении Торы» гл. 1 п. 9 Алтер Ребе, на первый взгляд, есть указание на две противонаправленные тенденции1. И нет здесь места для более подробного объяснения) и добавляет в скобках, что можно объяснить текст также по простому смыслу — в том возрасте, когда обязаны воспитывать, то есть в возрасте воспитания в буквальном смысле, как это очевидно.

И вот, нужно заметить еще в продолжение к вышесказанному, что на первый взгляд начинает с корня служения Всевышнему с любовью и страхом и завершает только с любовью (и это не имеет отношения к вышесказанному, так как также и страх является заповедью «делай»). И можно объяснить это согласно объяснению в нескольких местах, что в любовь включен также и страх, и не только в скрытую любовь, как объясняется в книге «Тания» гл. 18, а также в любой вид любви, ведь из-за любви устрашится сделать что-то против желания и как сказано также и здесь, так как любовь является основой и корнем для исполнения всех заповедей «делай», в которые включен также и страх.

Что касается Вашего замечания о разнице между мнением «Тосафот», есть ли при воспитании обязанность заповедей «не делай», то несомненно посмотрите в комментарий БАХа на раздел «Орах хаим» п. 343.

Что касается Вашего возможного замечания по таблице исправлений о том, что я исправил в отношении четырех основах, которых должно быть четыре [в женском роде] (отмечу также по «Законам основ Торы» РАМБАМа, гл. 4) и добавляете, что на основании этого нужно исправить также в седьмой главе и наподобие этого на стр. 15 нужно поменять с «одна» на «один».

Вот, так оно и есть в отношении пропусков в таблице исправлений из-за спешки при подготовке к печати. И как скопились также несколько вещей между печатью книги «Тания» обычного и карманного формата. И еще осталось несколько исправлений, которые не вошли в последнее издание и еще придет их время.

Примечание:
1) См. также выше, том 2, письмо №246.

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 2548 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter