…нет разницы между терминами «кофер», «мин» и «апикорес». И Алтер Ребе, а также главы хасидизма до и после его, говорил «маамары» на идиш, а не на Святом языке (Святые Письма 25, 141, 71) и не всегда переводчик правильно понимал смысл слов.
И также в нашем случае:
Несмотря на то, что в начале изучения миснагед еще не учится подобным образом, но если он обладает энергичным умом, то в конце концов (уповая лишь на свой разум), он придет к вероотступничеству. Потому, что известно правило в Торе, что она не на небесах и дана людям. И из этого следует, что каждый должен стараться понять ее своим умом. А когда он удостаивается обучать и судить — то он судит лишь по тому, что он видит и понимает своим умом...
И само по себе — тот, кого наделил Всевышний умом, когда он садится учить Тору, а его учеба по правилам изучения Торы и вышеуказанное правило в их числе, то его подход заключается в том, что это изучение передано в его полную власть. А так как Всевышний не просит у каждого больше, чем он может сделать, и он должен учить в соответствии с ограничениями его разума, и как он поймет, так он может устанавливать закон. Это означает, что его знания и умозаключения — это правда, а если в книге будет написано по-другому, то это его ни к чему не обязывает в свете вышесказанного...
Одно из главных различий между хасидом и миснагедом заключается в следующем:
Основа мировоззрения хасида в том, что его душа, а также души его товарищей — это искра и ветвь более общей души — души его Ребе. И как следует из этого, есть между ними крепкая связь как в духовных (изучение Торы и исполнение заповедей), так и в материальных вещах — происходящее с одним, сильно отражается на втором… И это относится как к материальным, так и духовным аспектам, как например изучение Торы и соблюдение заповедей.
Отсюда понятно высказывание1 глав хасидизма, что «праведник своей верой живет», что надо читать не «живет», а «оживляет». То есть праведник оживляет своей верой и служением души тех, кто связан с ним.
Из этого понятно также, что частная душа не является последней инстанцией в его понимании Торы, так как он является всего лишь частью общего. И кроме него есть также другие частные души с помощью которых он может более ясно понять…
Примечание:
1) См. «Святые послания» Алтер Ребе, письмо 51. «История ХАБАДа в Святой Земле», стр. 24-25.