СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 16:51

Урок 1. А выбор где?

Понятие «выбор» имеет смысл, когда предметы выбора либо одинаковы, либо каждый из них имеет преимущество в чем-то своем. Какой же может быть выбор между Всевышним и идолами? И как можно выбирать между еврейским и другими народами?

Источник: «Сефер а-маамарим» том 3, стр. 97-110 Свободный перевод и комментарийШая Брусиловский 18.07.2010 3897 мин.

Как известно, еврейский народ сорок лет странствовал по пустыне, а с ними вместе странствовало переносное Святилище — Мишкан. Его построили евреи, по указанию Всевышнего, чтобы искупить грех золотого тельца. Иными словами, Мишкан — это дом Всевышнего в этом нижнем, материальном мире.

Когда Мишкан был отстроен, состоялось празднование новоселья. Мы, простые люди, празднуем новоселье за трапезой. Для Всевышнего трапеза — это жертвоприношения животных. Понятно, что Всевышний не ест этих животных, ведь Он не состоит из плоти и крови и Он не имеет ни каких границ и ограничений. Просто Творцу приятно, когда евреи проявляют благодарность, которая выражается не только в обычном «спасибо», но и в большой сумме денег, которую нужно «оторвать» от себя, чтобы купить животное для жертвы.

Так вот, эта пышная церемония новоселья длилась 12 дней. По количеству «колен» — потомков 12 сыновей праотца Яакова, на которые был разделен еврейский народ. Начались празднования 1 числа еврейского месяца Нисан. И в течении каждого из дней, глава одного из колен приносил свою жертву. Этот порядок был установлен самим Творцом.

На одиннадцатый день честь принесения жертвы выпала предводителю колена Ашера. Книга толкования Торы — мидраш — рассказывает, что все сыновья Яакова были им пророчески названы в честь будущего освобождения еврейского народа и во славу его. Также имя Ашер (которое переводится с со святого языка как, «счастливый») было дано в честь освобождения и прославления. В доказательство этого, в этом Мидраше, приводятся отрывки из книги Пророков о будущем Освобождении, где в описании, используются слова, имеющие один корень со словом «ашер». В честь Освобождения, как сказано в книге Пророков: «И прославят („ишру“) вас все народы ибо будете вы землей желанной, сказал Б-г Воинств». И во славу, как сказано в Писаниях: «Счастлив („ашрей“) народ, чья доля такова, счастлив народ, чей предводитель Б-г». «А истинное счастье евреев, — продолжает мидраш, — в том, что они избрали Б-га быть своим Предводителем. А Б-г избрал их быть своим особенным народом. И поэтому, предводитель колена Ашера, принес свою жертву в честь того, что Б-г избрал еврейский народ из всех народов, как сказано в Торе: „И тебя избрал Всевышний Б-г твой быть ему народом особым“».

Этот отрывок из мидраша нуждается в толковании. Здесь возникает несколько вопросов-уточнений. Ребе приводит их:

1. Почему в начале сказано, что счастье еврейского народа в том, что они избрали Б-га (а то, что Б-г избрал их, приводится только как дополнение ), а жертву, глава колена Ашера, принес именно в честь выбора Б-гом еврейского народа?

2. Понятие «выбор» имеет смысл, когда предметы выбора либо одинаковы, либо каждый из них имеет преимущество в чем-то своем. Какой же может быть выбор между Всевышним и идолами? И как можно выбирать между еврейским и другими народами? Можно предположить, что выбор осуществлялся не между еврейскими и не-еврейскими душами, где несомненное преимущество у еврейской души, а между еврейскими и не еврейскими телами, которые между собой схожи(как об этом пишется в книге «Тания»). Но это нам ничего не проясняет, ведь здесь выбор делает сам Б-г, который знает разницу и которого материальное сходство не может ввести в заблуждение.

Ребе начинает объяснение с примера:

Чтобы все это объяснить, нужно объяснить сначала другой вопрос. Написано (в книге Эйха) «Удел мой Б-г — сказала душа моя». И вот как эти слова толкует мидраш: «Пример Короля, который въезжал в страну, и были с ним Дукасы, Ипархи и Истартелуты (три вида уровней министров). Среди приветствующего их народа произошел следующий разговор:

Один сказал: „Я буду поклонником Дукасов“. Другой сказал: „Я буду поклонником Ипархов“. Третий сказал: „А я буду поклонником Истартелутов“.

Был там один смышленый человек, который сказал: „А я буду поклонником Короля, ведь все министры сменяются, а Король — нет!“»

«Также и в жизни, — продолжает мидраш, — народы мира поклоняются кто солнцу, а кто луне… (Во времена когда писался мидраш, было очень сильно распространено идолопоклонство. Поклонялись солнцу луне и звездам, думая, что они посылают людям всяческие блага. Возможно, если бы эти строки писались сегодня, то употребили бы современных идолов, которые ничем не лучше тех, например деньги и связи, когда они из средства существования вдруг становятся целью.) но еврейский народ поклоняется только Б-гу. И это смысл отрывка из книги Эйха: „Удел мой Б-г — сказала душа моя“».

Это слова мидраша. Ребе привел их, чтобы задать уже известный вопрос, который является следующей ступенькой на пути к разъяснению.

И известно здесь уточнение, ведь на первый взгляд, даже маленький ребенок знает, что Король более велик, чем его министры. И зачем, чтобы поклонятся именно ему, нужно быть смышленым? И еще вопрос, даже если бы министры и не сменялись на своем посту, то король все равно был бы на порядок их выше. Почему же наш смышленый из мидраша привел это как причину того, что он избрал поклонятся Королю?

Все слова наших мудрецов, и даже в иносказаниях мидраша и примерах, очень выверены, чтобы максимально объяснить всю суть высоких материй, для объяснения которых приводится пример.

Комментарии: 2 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter