СБП. Дни Мошиаха! 10 Нисана 5784 г., пятый день недели Мецора | 2024-04-18 12:09

11 Нисана —  день рождения Ребе Короля Мошиаха 

11 Нисана: день рождения Любавичского Ребе  Короля МошиахаДень рождения Ребе Короля Мошиаха
Делаем подарок Ребе  Королю Мошиаху к дню рождения 11 НисанаДелаем подарок Ребе к дню рождения
Когда праведник приходит в мир — отступают бедыКогда праведник приходит в мир — отступают беды
В день рождения Ребе Короля Мошиаха увеличивается удача всех евреев!В день рождения Ребе увеличивается удача всех евреев!

Урок 5. Внутреннее строение миров

Сфирa — нечто духовное, складывающееся из светов и сосудов, подобно тому, как в материальном мире телесные сущие складываются из душ и тел. Каждый мир складывается из десяти сфирот, каждая сфира в свою очередь складывается из десяти сфирот и т.д.

02.09.2003 15238 мин.

Сказано в Мишне, что мир сотворен десятью Речениями. Эти десять Речений — действие десяти сфирот мира Ацилут, источника Творения. Несомненно, миры могли бы быть сотворены, имея структуру бесконечного количества сфирот, но по Его Замыслу основой бесконечных вариации всех структур должны были быть десять сфирот. Сфирa — нечто духовное, складывающееся из светов и сосудов, подобно тому, как в материальном мире телесные сущие складываются из душ и тел. Каждый мир складывается из десяти сфирот, каждая сфира в свою очередь складывается из десяти сфирот и т.д. Душа и тело человека складывается из десяти сфирот и так до бесконечности.

Десять сфирот называются:

(Кетер)

Бина Хохма

Даат

Гвура Хесед

Тиферет

Од Нецах

Йесод

Малхут

Иногда Кетер (Венец, Корона) не считают в числе десяти сфирот и тогда вместо него засчитывается сфира Даат. Кетер — промежуточная ступень между Эманирующим и эманируемыми для того, чтобы промежуточная ступень могла связать несопоставимое, она должна иметь нечто от Высшего — от Эманирующего, и нечто от нижнего — от эманируемых. Так, в Кетере две ступени: верхняя ступень, называемая «Атик ямин», имеет отношение к Эманирующему, и потому она так высока, что не может быть источником десяти сфирот. Нижняя ступень Кетера, называемая «Арих Анпин», имеет отношение к эманируемым, к сфиротам, в данном случае — мира Ацилут, и является их источником. В душе человека кетер — желание. Желание не облекается в какую-либо часть тела, а обнимает его целиком, потому эта сфирота названа «кетер», как венец, облекающий голову сверху. Внутренние качества Кетер — вера, наслаждение и желание, которые выше разума и не имеют разумного обоснования.

Хохма (Мудрость) происходит от Кетер как нечто от Ничего. Остальные сфирот происходят друг от друга как следствия от причин, что называется «ишталшелут» — поступенным нисхождением. Несмотря на то, что Хохма — это уже нечто, она ближе всех сфирот к своему Источнику и в ней отсутствует ощущение самой себя. Свет Эйн-Соф может светить только в том, что совершенно лишено самоощущения, и потому Свет Эйн-Соф светит в сфире Хохма, а через нее и во всех остальных сфирот. Хохма — первый проблеск познания, «точка» общего охватывания предмета познания, ещце безо всяких деталей. Этот проблеск познания сопровождается наслаждением познания нового. Хохма — мужская категория и называется также «Аба» — Отец, так как она — начало всего. В теле человека место хохмы — правое полушарие мозга. Познание хохмы внутреннее видение, подобно тому, как сказано: «Сердце мое видело много мудрости» (Коэлет 1:18).

Бина (Понимание) — расширенное познание с рассмотрением множества деталей. Бина — женская категория и называется «Има» — Мать, так как она включает в себя мидот (нравственные качества и чувства) и они от нее «рождаются». Познание на ступени Бина сопровождается радостью совершенного познания предмета, как сказано: «Радостная мать детей» (Теилим 113:9).

На ступени Бина впервые возникают гвурот (ограничения), так как познание на этой ступени ограничено — оно оперирует понятиями, взятыми из ограниченного материального мира. В теле человека место бины — левое полушарие мозга.

Даат — ощущение истинности познанного, внутренняя связь с ним. И потому внутреннее качество сфироты даат — единение. При познании Б-жественного это связь с Ним, непрерывное обращение мысли и чувства к Б-гу. От этой связи зависит возникновение в сердце эмоций — любви к Б-гу и трепета перед Ним.

Основные мидот — нравственные качества и чувства — Хесед, Гвура и Тиферет.

Хесед — доброта, бесконечное уделение блага, даже там, где оно не заслужено. Душа человека, происходящая от этой ступени, склонна к смягчительным решениям в законах Торы. Внутреннее качество сфироты Хесед — любовь. В теле человека хесед — правая рука, и сказано: «Правая рука приближает».

Гвура — сжатие, ограничение, строгий суд. Душа человека, происходящая от этой ступени, склонна к строгим решениям, суду. Так как все сфирот взаимовключены, Гвура в соединении с Хесед ограничивает его так, что благо уделяется им только там, где оно заслужено, и меру этого определяет Гвура. И наоборот, когда Хесед включается в Гвуру, наказание со стороны Гвуры получает такую меру и форму, что оно приносит пользу, и это определяется Хесед. Внутреннее качество сфироты Гвура — страх. В теле человека гвура — левая рука, как сказано: «Левая рука отталкивает».

Тиферет (великолепие, красота) — соединение противоположных сфирот: Хесед и Гвура. Внутреннее качество Тиферет — милосердие. В теле человека Тиферет — само тело.

Следующие три сфироты — Нецах, Од и Йесод, происходят от трех основных нравственных качеств: сфирот Хесед, Гвура и Тиферет, и являются их ответвлениями.

Нецах (победа) — уверенность в себе, преодоление препятствий, мешающих служению Б-гу. Од (великолепие, признание) — благодарение Б-гу, признание Его и Его воли. Внутреннее качество сфиры Од — цельность. В теле человека Нецах и Од — ноги. Йесод (основа) — сфира, в которой соединяются всевозможные формы и качества предыдущих сфирот, так что все эти влияния могут выразиться в действии. Внутреннее качество сфиры Йесод — истина. В теле человека йесод — часть тела, где до обрезания была крайняя плоть.

Шесть этих сфирот, называемые мидот (от сфиры Хесед до сфиры Йесод), являют собой зародыш пространства, которое позднее будет сотворено. Это так называемые шесть концов: четыре стороны света, верх и низ. Хесед — юг, Гвура — север, Тиферет — восток, Нецах — верх, Од — низ, Йесод — запад. Сфирот располагаются (не в смысле места, а в смысле последовательного чередования их в качественном отношении) по трем линиям, правой, левой и средней. Мы уже говорили о способности Б-га бесконечно уделять влияние и о Его способности бесконечно ограничивать влияние. Эти две способности находят выражение в правой и левой линии сфирот. Средняя линия — влияние Сущности. Сфиры правой линии (Хохма, Хесед, Нецах) имеют качество Хесед (доброты), уделения блага другим. Сфирот левой линии (Бина, Гвура, Од) отличаются противоположным качеством, сокращением уделения блага, судом, оценкой того, имеет ли смысл уделять благо в каждом данном случае. Средняя линия (Кетер, Даат, Тиферет, Йесод, Малхут) соединяет эти два противоположных устремления.

Самая нижняя сфира — Малхут (королевство), — сфера действия или Речи (подобно тому, как земной король действует своими повелениями). О сфире Малхут сказано, что она «не имеет ничего своего». Все, что она имеет, она получает от верхних по отношению к ней сфирот. Сфира Малхут — женская категория, хотя она и находится на среднеи линии. Это женская категория по отношению к Зеер Анпин (так называются мидот, взятые все вместе), являющемуся мужской категорией. Сфира Малхут — Источник нижних сотворенных миров: Брия, Йецира и Асия. Она также — собрание всех душ евреев в том состоянии, в каком они находятся наверху, до их облечения в тело. В этом качестве Малхут называется «Собранием Израиля» («Кнесет Исраэль»). В теле человека малхут — рот.

Как мы уже говорили, сфирот состоят из светов и сосудов. Свет сам по себе не обладает никакими качествами (на языке хасидизма Свет — простой), но облекаясь в сосуды, он приобретает разные качества — Хесед, Гвура и т.п. Ср. свет, проходящий через цветное стекло: он приобретает качество этого стекла, его цвет, оставаясь при этом таким, каким был. Таким образом, названия сфирот — Хесед и т.п. — связаны прежде всего с качеством сосудов. Однако и те и другие — и светы и сосуды — в мире Ацилут совершенно едины со Светом Эйн-Соф, не имея своего собственного существования. Поэтому они — Б-жественны, и мир Ацилут — Б-жественный мир.

Видя действие Б-га в мире, мы познаем Его качества и называем Его Милосердный, Судья и т.п. То есть мы познаем, какая сила Его проявилась в данном действии — Хесед, Гвура и т.п. Однако, хотя Его силы или атрибуты совершенно с Ним едины и в них действует Б-жественная Сущность, неправильно поступил бы тот, кто пожелал бы молиться или благодарить Его атрибуты — это запрещено. Молиться человек должен только самому Всевышнему, а не Его силам и свойствам.

В четырехбуквенном Имени Гавайе («йуд», «кей», «вав», «кей») выражены все ступени десяти сфирот — все ступени строения миров и всех созданий. Буква «йуд», которая есть точка — это ступень Хохма, проблеск познания. Буква «эй» — Бина, в этой букве уже расширенное строение, в ней есть длина и ширина — расширенное, детальное познание на ступени Бина. Буква «вав» — Зеер Анпин (шесть мидот), начертание этой буквы показывает проистечение сверху вниз — влияние проистекает от Бина к нижним ступеням, подвергаясь различным сочетаниям и трансформациям. Последняя буква «эй» — сфира Малхут. И верхнее острие буквы «йуд» — Кетер, он даже не точка, так как Кетер совсем не раскрывается.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter