Мы начинаем изучение параграфа №89 из «Шулхан Аруха», в котором есть четыре пункта: п. 1: употребление в пищу молочного после мясного; п. 2: употребление в пищу мясного после молочного; 3: пища, сваренная с мясом или сметаной; 4: дополнительные устрожения.
Введение
Сказано в трактате «Хулин» (105): «Съел мясо — запрещено есть молочное, съел молочное — можно есть мясо». Рассказывал Мар Укма, что его отец ждал целый день после мяса, а сам он не ест их только в одну трапезу.
Есть спор между первыми законоучителями о том, сколько времени нужно ждать (что означают слова «одна трапеза»).
Употребление в пищу молочного после мясного
По мнению автора «Алахот гдолот» и рабейну Тама, чтобы после мясного начать есть молочное, нужно съесть нейтральную еду, сполоснуть рот и вымыть руки. И это можно сделать даже во время трапезы. Но если не сделал всего этого, нужно завершить трапезу (и об этом говорил Мар Укма).
По мнению Тосафот и РАВИЯ (р. Элиэзер бен Йоэль) нужно завершить мясную трапезу благословением, а также съесть твердую пищу («кинуах») и выпить («адаха»), а потом уже есть молочное.
По мнению РИФа, РАМБАМа, РАШБА и РОШа нужно ждать шесть часов, так как в те времена ели две трапезы в день и разница между ними составляла шесть часов.
Есть еще мнение: убрать еду, съесть твердую пищу и выпить, а также выждать только час.
«Шулхан Арух» постановил, что нужно ждать шесть часов. РАМА приводит мнение, что нужно сказать благословение после еды и выждать час (ТАЗ: после часа не нужно есть твердую пищу и пить; ШАХ: нужно), но есть люди, исполняющие заповеди особенно скрупулёзным образом, которые ждут шесть часов и так нужно себя вести.
Причина ждать шесть часов
РАШИ считает, что так как жир и вкус мяса в кишечнике исчезают только через шесть часов (также если проглотил не разжевывая, нужно ждать, но если разжевал для ребенка и не проглотил, то ждать не нужно).
РАМБАМ считает, что иногда мясо застревает между зубов и остается запрещенным, но через шесть часов оно уже теряет статус мяса и становится разрешенным (если проглотил не разжевывая, не нужно ждать, но если разжевал для ребенка и не проглотил, то ждать нужно).
Первые законодатели написали, что также после птицы следует ждать шесть часов (так как есть опаснение того, что мясо птицы запрещено по Торе, или что перепутают между птицей и мясом). Так постановил «Шулхан Арух».
Употребление в пищу мясного после молочного
По мнению «Шулхан Арух» нужно съесть твердую пищу и выпить. Вечером нужно омыть руки, а днем только проверить их, но если будут есть птицу, не опасаемся.
По мнению РАМА в отношении твердого сыра нужно ждать как после мяса. Есть такие, кто только ест твердую пищу, пьет и моет руки. Но лучше всего устрожиться в этом.
По мнению «Зоар» нельзя есть одно после другого «в один час или в одной трапезе». После сметаны нужно ждать час и не важно, какое мясо будут есть после этого.
Практический закон
1. Нельзя есть молочное во время трапезы, в начале которой ели мясное, даже если она длилась больше шести часов в течение которых человек не ел мяса (или наоборот).
2. Что касается детей, то некоторые начинают ждать час с трех лет, три часа с пяти лет, шесть часов с десяти лет, а есть мнение ждать по числу лет (в год — час, в три года — три часа, а с шести лет — шесть часов). На практике, нужно спросить своего раввина.
3. Не нужно ждать после нейтральной еды («парвэ»), которая была сварена в «мясной» кастрюле, даже если в ней варилось мясо в тот же день. Есть люди, которые не едят после мяса острую пищу, которая была сварена в «молочной» кастрюле или разрезана «молочным» ножом.
4. При форс-мажорных обстоятельствах (בשעת הדחק), когда больному человеку или роженице нужно дать молочное после мяса, следует ждать час. При этом нужно получить разрешение раввина.