Особые указания Алтер Ребе в отношении еды в субботу

18.09.2019 357 (0)
Эксклюзивный перевод: Моше-Залман Забродин Источник: молитвенник, стр. 408
Особые указания Алтер Ребе в отношении еды в субботу
Особые указания Алтер Ребе в отношении еды в субботу

Здесь представлены предостережения и разъяснения, дабы устранить преграды и избежать непреднамеренных нарушений, которые имеют повсеместное распространение и согласно мнениям многих великих мудрецов ранней эпохи, содержат в себе запреты, влекущие за собой наказания «карет» и «скила» за умышленное нарушение и обязанность принесения грехоочистительной жертвы «хатат» за нарушение неумышленное, да сжалится Всевышний.

1. Не следует полагаться на разрешение доставать ложкой [в субботу] муху или мусор, которые попали в чашку или тарелку, даже если при этом зачерпывается часть жидкости. Насчёт такого рода действий есть опасение нарушения запрета, в наказание за который полагается обязанность принести грехоочистительное жертвоприношение «хатат» или, Б-же упаси, наказание «скила». Единственным выходом из данной ситуации является отливать из стакана жидкость, пока не выйдет попавший туда мусор. Также нельзя приводить к устранению оттуда мусора посредством дуновения.

Однако, разрешено подуть на мусор так, чтобы он оказался у края стакана (или тарелки), а затем наклонить сосуд так, что мусор оттуда устранится.

В данном случае получается, что устранение мусора происходит благодаря тому, что сосуд с жидкостью держат в руке и наклоняют его. Данное действие считается отбором пищи из того, что является мусором и является разрешённым, если жидкость намереваются пить сразу же.

Это же относится и к ситуации, когда речь идёт (о попадании мусора) в тарелку, в которой есть подлива. И даже если речь идёт о жире, который расположен на поверхности — нельзя устранять его ложкой, даже если при этом зачерпывать подливу, ибо (поступивший так) считается виновным (в нарушении).

2. Необходимо чрезмерно опасаться, чтобы не есть в субботу бобовые, как в сыром виде, так и вареном, если они находятся в своих стручках, поскольку в силу их несъедобности, согласно всем мнениям, речь идёт о запрещённой работе «разъединение» («мефарек»), которая является подвидом запрещённой работы «молотьба» («даш»).

Предусмотренные меры за данное нарушение — обязанность принести грехоочистительное жертвоприношение «хатат», или, не дай Б-г, наказание «скила». Это верно даже в случае, если в процессе варки зерна отсоединились от стручка и более к нему не присоединены. В равной степени, это относится и к кунжуту. Тот же, кто особо заботится о своей душе, пусть устрожит даже в отношении бобовых, которые называются нут, даже если они находятся в стручке, который пригоден в пищу, поскольку разрешение в отношении них не так явно.

3. Хорошо воздержаться от употребления в пищу больших и мелких орехов в субботу, если их не вынули из скорлупы до наступления субботы, несмотря на то, что разрешено снимать рукой оболочку с плода, который находится в ней полностью или частично — и нет в этом действии запрета отбирать мусор из пищи... Тем не менее, после того, как скорлупа уже снята и перемешана с плодами или его частями, если её убрать — есть в этом действии нарушение, за которое полагается принести жертвоприношение «хатат» или же наказание «скила» за отбор мусора из пищи.

В сложившейся ситуации необходимо достать то, что является пищей из того, что является мусором (непригодным в пищу), и вообще не дотрагиваться до скорлупок. И даже если они лежат отдельно и не перемешаны с плодами, в их переносе, как известно, содержится нарушение запрета перемещения вещей в статусе «мукце». И уберечься от этого нарушения непросто.

4. Несмотря на то, что запрет повторной варки не относится к сухой (готовой) пище, тем не менее, если какая-либо её часть начинает растаивать, к (образовавшейся) жидкости применим запрет повторной варки, если речь идёт о «температуре, при которой отдергивается рука» (более 40°).

Поэтому необходимо чрезмерно остерегаться подогрева жареного или вареного мяса животного или птицы, если при этом имеющаяся в них растапливаемая жидкая часть нагревается более 40°, и есть в этом запрет, наказанием за нарушение которого является «карет» и «скила», Б-же упаси.

Также нельзя лить из первого сосуда жидкость температурой более 40° на сахар, поскольку он при этом тает, а это нарушение запрета варки.

Подобно этому, не следует облегчать в отношении нашей соли, которая уже сварена, поскольку ей так же свойственно растаивать, и в отношении неё не облегчают более, чем в отношении соли, которая была во времена мудрецов времен Талмуда. В отношении этого есть различные мнения в «Шулхан Арухе», вплоть до такого, согласно которому запрещено помещать вышеупомянутое (даже) во второй сосуд, если речь идёт о температуре более 40°. Да придёт благословение на того, кто устрожает в этих вопросах.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter