10. Удостоились — с ускорением или Приход Мошиаха чудесным образом

28.01.2018 | 787 | (1)
10. Удостоились — с ускорением или Приход Мошиаха чудесным образом
Приход Мошиаха чудесным образом

В восьмой главе мы приводили слова РАМБАМа, что приход Мошиаха это естественный процесс, где особенно подчеркивается, что «не думай ты, что Мошиах должен творить чудеса, вносить изменения в мир, воскрешать мертвых и тому подобное. Это неверно...» Мы также объяснили, что невозможно обусловить приход Мошиаха чудесами и изменениями в природе, так как это противоречит идее вечности Торы.

Сейчас мы постараемся объяснить наоборот, что на самом деле приход Мошиаха совсем не естественный, а чудесный процесс. Мы будем использовать беседу Ребе на гл. «Шмини» 5742 г., «Ликутей Сихот» том 27, стр. 191 (в «Законах о Мошиахе» РАМБАМ описывает приход Мошиаха по пути, когда не удостоились, а в «Послании в Йемен» и «Послании о пробуждении мертвых» — когда удостоились) и «Ликутей Сихот» том 18, стр. 35 (о соблюдении заповедей с помощью чудес).

Здесь важно отметить три вещи:

1) Описание на первый взгляд естественного раскрытия Мошиаха это только сокрытие в естественной среде и в рамках природы сверхъестественного процесса (чудо, которое облекается в рамки природы).

2) В состоянии «когда удостоились» — полное Освобождение наступит в сопровождении больших чудес, как пишет сам РАМБАМ в других местах. Также в состоянии «когда не удостоились» — когда Освобождение начнется естественным путем, при поднятии евреев на самый высокий уровень это будет сопровождаться явными чудесами.

3) Можно сказать, что этот уровень Освобождения и является самой основной идеей Мошиаха. Именно в это следует верить и ожидать.

Урок посвящается Эльдару сына Эльмиры. Пусть Всевышний исполнит на благо все его сердечные пожелания и пошлет ему благословение и успех во всем, в материальном и духовном смысле, чтобы он имел душевное удовлетворение от всех своих детей и чтобы он встретил нашего праведного Мошиаха... Посвящается также вознесению души Эльмиры дочери Ривки. Пусть встанут и воспоют покоящиеся в прахе и она среди них.

Сначала нужно рассмотреть слова РАМБАМа, где он описывает понятия «природа» и «чудо», а также поведение еврейского народа по естественному и по чудесному путям. Отсюда мы сможем понять возможность совершения чудесных действий Мошиахом.

Поведение еврейского народа — постоянное чудо

В «Послании о пробуждении мертвых» РАМБАМ пишет о двух видах чудес: возможным по законам природы (появление саранчи) и невозможным по этим законам (превращение посоха Аарона в змею). Он также объясняет, что когда чудесное явление повторяется многократно, оно уже становится естественным. Определение же чуда относится не только к форме, в которой происходит это событие, а главным образом к причине его появления. Таким образом, совершенно обычное событие является чудом, если причина, обусловившая его появление, неестественная.

РАМБАМ также добавляет, что все происходящее с еврейским народом во всех поколениях является воплощением и реализацией благословений и проклятий, которые обещала Тора за соблюдение заповедей и наоборот. Поэтому все это считается чудесами.

Можно добавить, что само вечное существование еврейского народа является чудом. Ведь по обычному порядку в мире все элементы разлагаются и это относится также к людям. Поэтому в природе нет такого понятия, как «вечность». В конце концов одни народы исчезают, а на их место приходят другие. Но как пишет РАМБАМ: «Все народы исчезают, а они [евреи] остаются». Ведь как Всевышний вечен, так и еврейский народ не может исчезнуть.

Все это можно отнести к приходу Мошиаха. Как все происходящие с еврейским народом за всю его историю события были чудесными, так и приход Мошиаха является вмешательством Всевышнего в естественный ход природы и самым большим чудом за всю нашу историю.

Исполнение заповедей чудесным образом

Мы уже приводили слова РАМБАМа о том, что заповеди Торы являются вечными и неизменными. Они были даны нам для исполнения в нашем материальном мире со всеми его ограничениями. Поэтому их следует исполнять именно по законам природы. Но после того, как мы объяснили различные виды чудес, становится понятным, что отрицательное отношение к исполнению заповедей с помощью чудес относится к таким чудесам, которые нарушают законы природы. Но нет проблемы связать исполнение заповедей с облеченными в рамки природы чудесами, осуществляющимися с помощью Всевышнего.

Ведь в Торе есть четкое указание о связи заповедей с помощью Свыше, как например в отношении заповеди седьмого года («Ваикра» 25:20-21): «А если скажете: Что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай? Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года». Наподобие этого о заповеди благотворительности («Дварим» 15:10): «Давать ты должен ему, и пусть не досадует сердце твое, когда даешь ему; ибо за это благословит тебя Г-сподь, Б-г твой, во всех делах твоих и во всем, к чему приложишь руку твою». Об этом РАМБАМ пишет подробно в «Законах о раскаянии» (9:1).

Можно объяснить это с точки зрения хасидизма. Хотя у каждой заповеди есть размер и граница, чтобы ее мог исполнить ограниченный человек, но все окружающие человека заповеди требуют от него неограниченные силы, что возможно лишь с помощью Свыше.

Отсюда понятно, что все это в большей степени относится к приходу Мошиаха, который приводит к совершенству в исполнении всех 613 заповедей. И если в отношении каждой заповеди нам была обещана помощь Свыше, то тем более это относится ко всем заповедям. Поэтому наша вера в приход Мошиаха основана на том, что воля Всевышнего реализуется в полной мере. Но эта сила воплощается в Короле Мошиахе, чтобы он мог противостоять всем силам зла. Сама эта война будет происходить естественным путем, но понятно, что это только облачение для надприродного проявления помощи Всевышнего.

Приход Мошиаха, когда наше внимание отвлечено

После того, как мы выяснили, что приход Мошиаха на самом деле является чудесным явлением, можно продолжить объяснение о внезапности его прихода. Это значит, что даже когда еврейский народ находится на очень низком духовном уровне и по естественному ходу событий не видно, как эта ситуация может измениться, тем не менее все возможно. Если считать приход Мошиаха вмешательством Всевышнего в природный процесс, то все может внезапно измениться из крайности в крайность, как пишет об этом РАМБАМ в «Послании в Йемен».

По этой причине приход Мошиаха может произойти в любое мгновение. Хотя по естественному пути порядок такой, что сначала должен прийти Король, который заставит... и будет вести войны и т.д., что должно занять определенное время, но если это произойдет чудесным образом, все будет очень быстро.

Сказали наши мудрецы («Санедрин» 97а): «Три вещи приходят, когда внимание отвлечено (и их не ждут): Мошиах, находка (когда мы что-то неожиданно находим) и скорпион (укус скорпиона)». Большинство событий в мире происходят не внезапно, а за какой-то период. Поэтому у всех явлений есть предварительные признаки, свидетельствующие о их близком наступлении. Но эти три вещи, которые перечислили наши мудрецы, появляются внезапно, даже если минутой раньше не было никакого признака их появления.

Ребе объясняет, что понятие «отвлеченное внимание» на более глубоком уровне означает, что это ожидание выше разума: «Это вовсе не значит, что не следует думать о наступлении Освобождения и ждать его для возникновения ситуации, когда внимание человека отвлекается. Наоборот, это важный принцип еврейской веры — постоянно ожидать прихода Мошиаха».

Ребе также неоднократно цитирует РАМБАМа в «Законах о раскаянии», который пишет так: «Обещала Тора, что в последние времена Израиль вернется ко Всевышнему в конце изгнания своего и сразу же будет спасен» и добавляет, что слова «сразу же» означают «немедленно» в буквальном смысле. И Ребе часто говорит, что «вот, открывается дверь и Мошиах заходит в эту синагогу».

Приход Мошиаха в сопровождении чудес

В «Законах о Короле Мошиахе» РАМБАМ описывает его приход по пути, который может показаться совершенно естественным — как война и одержание победы в ней, а потом подчеркивает, чтобы мы не думали о том, что Мошиах будет совершать чудеса. Но в «Послании в Йемен» он пишет о чудесах, которые будет совершать Мошиах для доказательства своего происхождения.

Ребе процитировал Талмуд («Санедрин» 98а) где сказал рабби Александри, что рабби Йеошуа сын Леви приводит противоречие, так как написано: «в назначенный срок» и написано «ускорю». (Придет ли Мошиах вовремя или раньше? И объясняет:) если евреи заслужат — это будет ускорено (он придёт раньше времени без всяких бед и испытаний), а не заслужат — (он придёт) в назначенный срок.

Таким образом, по мнению наших мудрецов есть два сценария Освобождения в соответствии с заслугами евреев: естественным или чудесным путем. В этом и заключается разница между словами РАМБАМа в его разных трудах.

Как пишет Ребе («Ликутей Сихот» том 27, гл. «Бехукотай»):

В книге законов РАМБАМ постановил, что не будет изменений по сравнению с существующим порядком в мире, так как идея прихода Мошиаха и вообще наступление Освобождения это четкий и ясный закон. Поэтому все должно быть в такой форме, чтобы это не зависело от деятельности человека. А Освобождение в форме, когда будут летать на облаках, может быть в том случае, когда все евреи достойны, а это уже не в их власти, а возможно только с помощью Свыше. Поэтому РАМБАМ описывает Освобождение так, как это должно быть по закону, без всякой связи с состоянием еврейского народа. По определению Мошиаха и его прихода, порядок таков, что мир не изменяется. Ведь новшество прихода Мошиаха в законе состоит в том, что от него зависит полное соблюдение заповедей Торы (что связано со стабильным состоянием мира). Но когда евреи поднимутся на более высокий уровень, то появится дополнение — Всевышний покажет им чудеса в качестве знака особого расположения к еврейскому народу.

Основная идея Мошиаха — поведение выше природных рамок

До сих пор мы описали возможность прихода Мошиаха с помощью чудес и так будет либо в начале его прихода, либо позже. И можно добавить, что именно в этом проявляется основная идея Мошиаха в его чудесном поведении выше природных рамок. Именно этого и следует ожидать и в это верить.

В предисловии к «Комментарию к Мишне» РАМБАМ упоминает чудеса, которые будет совершать Мошиах, наподобие того, что он пишет в «Йеменском послании», что благодаря этому народы мира признают Мошиаха. Но из его последующих слов ясно, что эти чудеса не будут нарушать законы природы.

Но все это не соответствует его словам в «Законах о Мошиахе», где он совершенно не упоминает возможность чудес. Там он определяет Мошиаха как «возвращающего династию Давида», но не пишет, что власть Мошиаха будет выше власти Давида, и не заостряет наше внимание на его деятельности с народами мира...

В «Послании о пробуждении мертвых» РАМБАМ ясно пишет о нескольких возможностях прихода Мошиаха: по законам природы или чудесным путем. Можно сказать, что в «Законах о Мошиахе» РАМБАМ дает существенное определение Мошиаха, а в «Послании» описывает то, что произойдет на практике. А в «Комментарии на Мишну» РАМБАМ также определяет личность Мошиаха.

Чтобы никто не подумал, что слова РАМБАМа в разных его трудах есть противоречия, можно объяснить это так: в «Законах о Мошиахе» он не определяет веру в приход Мошиаха по ее сути, а пишет о вере в вечность Торы, которая проявляется в вере в приход Мошиаха. С этой стороны достаточно верить в то, что придет Король, который возвратит династию Давида, что с его помощью вернутся все законы к первоначальному состоянию. И все. Здесь упоминается только то, что имеет непосредственное отношение к законам Торы. Но в «Комментарии к Мишне» он объясняет, что представляет из себя Мошиах и в чем заключается вера в его приход — он будет выше всех королей и именно в это нужно верить.

Вывод:

Обычное поведение евреев находится на уровне чудес, которые облекаются в законы природы. Служение евреев с помощью Торы и заповедей также зависит от помощи Всевышнего, которая облекается в природные рамки. Отсюда можно понять нечто новое в отношении прихода Мошиаха, являющегося совершенством еврейского народа и совершенством исполнения заповедей, ведь, на первый взгляд, РАМБАМ описал его как естественный процесс. Но это также природное облачение чего-то, что на самом деле является надприродным.

Приход Мошиаха — это чудесная вещь. И даже когда евреи находятся на самой нижней ступени, где согласно естественным путям не видно, что они смогут быстро выйти из своего состояния, приход Мошиаха может произойти за очень короткое время. И несмотря на то, что по законам природы всякая власть меняется, Мошиах воздвигнет вечное королевство, которое никогда не исчезнет.

Более подробно: приход Мошиаха может произойти двумя способами: когда удостоились — на облаках небесных, с открытыми чудесами; или когда не удостоились — со скрытыми в рамках природы чудесами. Но также и по второму сценарию в конце концов евреи поднимутся с уровня на уровень, пока не достигнут состояния достойных и сопутствующих этому больших чудес. В книге «Мишне Тора» РАМБАМ рассматривает совершенство заповедей после прихода Мошиаха, что может быть также вторым путем. А в «Письме в Йемен» он описывает приход Мошиаха, когда евреи удостоились, чудесным образом.

Из слов РАМБАМа в его комментарии на Мишну можно понять, что именно в этом проявляется идея Мошиаха — в его надприродном поведении, что ставит его выше всех владык в мире. И именно в этом должна быть наша вера.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter