13. Согласно заповеди, установленной по воле Твоей

11.03.2018 589 (0)
13. Согласно заповеди, установленной по воле Твоей
13. Согласно заповеди, установленной по воле Твоей

Мы уже говорили, что во время Давида и Шломо исполнение 613 заповедей Торы было в полном совершенстве. Наподобие этого произойдет в будущем с помощью Мошиаха, который «вернет династию Давида к ее первоначальному суверенитету, и тогда снова вступят в силу все законы, действовавшие в прошлом». Объяснялось также, что на самом деле власть Мошиаха гораздо выше власти Давида и Шломо.

Нужно прояснить идею совершенства заповедей в будущем. Ведь на самом деле исполнение заповедей будет не только таким, как оно было раньше, но в гораздо большей степени. Как мы произносим во время молитвы: «И там будем исполнять согласно заповеди, установленной по воле Твоей» — именно там, а не во времена Давида и Шломо.

Ребе объясняет это следующим образом:

Существует правило, что Всевышний не требует от своих творений ничего невозможного. И когда Он даёт указание соблюдать 613 заповедей — это только по нашим силам. Поэтому у каждой заповеди есть граница и размер, чтобы ее смог исполнить человек со своими силами в соответствии с законами природы. Но на самом деле у каждой заповеди есть неограниченное требование, исполнить которое возможно только с помощью Всевышнего за рамками природы (только она облекается в эти рамки). Это требование не включается в общее описание заповеди, которая требует одинакового исполнения для всех, а оно определяется как качество благочестия и праведности. В будущем в Эру Мошиаха у каждого еврея появится помощь Всевышнего для того, чтобы исполнить все заповеди в самой полной мере.

Это чудесное поведение Свыше требует соответствующего поведения внизу — работы еврея с использованием пятого уровня своей души, которая выше всех природных ограничений. Таким же образом возможно исполнение всех заповедей Торы.

Если же посмотреть на это более внимательно, то мы видим, что исполнение заповедей на уровне благочестия не является дополнением к ее основному требованию в соответствии с буквой закона, а наоборот — исполнение заповедей «по воле Твоей» и есть изначальное требование. Только Всевышний «сократил» свою волю в соответствии с ограничениями природы, после чего мы можем исполнить свою обязанность также и осуществляя заповеди в ограниченной форме. Но ее истинный смысл состоит в неограниченном исполнении и так будет с помощью Мошиаха.

Приведем три примера из трех заповедей, как их объясняет Ребе: заповедь изучения Торы, заповедь постройки Храма и заповедь красной телицы.

Исполнение заповедей именно с помощью чуда

Сначала напомним о сказанном ранее, что обычное поведение евреев находится на уровне чудес, которые облекаются в законы природы.

Служение евреев с помощью Торы и заповедей также зависит от помощи Всевышнего, которая облекается в природные рамки. Это связано со служением евреев с помощью самопожертвования. И это понятно в отношении вопроса о соблюдении заповедей: как Всевышний давая нам заповеди обещает чудесную поддержку для их исполнения, так и от еврея требуется исполнять заповеди в форме чуда — с самопожертвованием.

Ребе объясняет, что общая обязанность при исполнении заповедей в форме «я был создан для того, чтобы служить своему Творцу» является неограниченной, охватывающей всю жизнь человека в любую минуту. Это несмотря на то, по естественному пути все силы человека ограничены. В соответствии с этим, вся работа должна быть основана на беспрекословном подчинении с самопожертвованием. Ведь самопожертвование это неограниченная сила с помощью которой и только с ней можно исполнить неограниченную обязанность. Как пишет об этом Алтер Ребе в книге «Тания», что единственный путь для одержания победы над злым началом в любое время и в любой ситуации является воспоминание о самопожертвовании ради Всевышнего.

Но Ребе ограничивает это: «Не имеется в виду, что человек весь день должен быть в состоянии самопожертвования. Только в течение всей работы в нем должно отсвечивать это состояние и он должен вспоминать об этом во время чтения молитвы „Слушай, Израиль“. Это поможет ему в исполнении Торы и заповедей, являющихся основной работой человека в течение дня».

Выходит, что реализация требования раскрыть все силы души при исполнении заповедей станет возможной только после наступления Освобождения.

Заповедь изучения Торы: одна глава утром или постоянное изучение?

РАМБАМ в «Законах изучения Торы» (1:8) постановил: «Каждый мужчина в еврейском народе обязан учить Тору... обязан установить для себя время для изучения Торы днем и ночью, как сказано: „И обсуждайте это днем и ночью“». Это значит, что у каждого человека должно быть установлено ограниченное время для изучения Торы днём и ночью. Как сказали наши мудрецы: «Одна глава утром, а вторая вечером».

Продолжает РАМБАМ (3:6-13): «Тот, кто возгорелся желанием выполнить эту заповедь так, как положено — не должен думать о других вещах, и не должен помышлять, что приобретет знания вместе с почестями и богатством... ограничивай свои потребности и трудись над Торой... тот, кто хочет удостоиться венца Торы, должен посвятить этому все вечера, и ни один из них не потерять на сон, или еду, или питье, или разговор, и тому подобное, а заниматься лишь изучением Торы и мудрыми беседами».

Мы видим, что есть два уровня в исполнении заповеди изучения Торы. Основной уровень для всех людей это ограниченная учеба (глава утром и глава вечером). Но исполнение этой заповеди «как следует» возможно только при полнейшем посвящении себя Торе. Как подчеркивает Ребе: «Заповедь изучения Торы — заниматься ею всегда, денно и нощно, в любое свободное время, выше всех ограничений».

Так как согласно естественному порядку в мире человек должен работать для своего пропитания, как сказано в Торе («Дварим» 11:14): «Ты соберешь твой хлеб и твое вино и твой елей» и при этом многие люди вынуждены трудиться большую часть дня, поэтому существует первый уровень в исполнении этой заповеди, когда большинство времени человек тратит на работу. Но для того, чтобы удостоиться венца Торы, нужно получить помощь Свыше и полагаться на то, что «нет преграды для Всевышнего сотворить спасение во многом или малом. Успех в деле не обязательно зависит от количества затраченного времени».

Так как евреи получили заповеди для исполнения их в соответствии с имеющимся у них силами, то и заповедь изучения Торы, относящаяся к каждому, является ограниченной в соответствии с рамками природы. А уровень венца Торы не является обязательным для всех, а только для тех, кто желает этого.

В отношении будущего времени постановил РАМБАМ: «В те дни... блага земные будут в изобилии‚ и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего».

Объясняет Ребе, что РАМБАМ намеревается здесь подчеркнуть, что в Дни Мошиаха все евреи удостоятся венца Торы.

Во время изучения Торы еврей будет погружаться в этот процесс до такой степени, что Тора наполнит все его существование. Невозможно будет разделить еврея и Тору...

Заповедь постройки Храма. Постоянное или вечное здание?

В начале «Законов о Храме» постановил РАМБАМ: «Повелевающей заповедью является устроить Всевышнему готовый дом... как сказано: И сделайте Мне Храм». В отношении Мошиаха постановил РАМБАМ: «В грядущие дни встанет Король Мошиах... Он отстроит Xpaм... Но если придет Король из рода Давида... и построил Храм на его месте».

И продолжает РАМБАМ: «Как в Торе уже объяснялось, Скиния, которую сделал наш учитель Моше, была временной... Как вошли в Святую Землю, то установили Скинию в Гилгале на четырнадцать лет... а оттуда пришли в Шило и построили там дом из камней, расстелили полотнища Скинии, и не было на ней потолка, и триста шестьдесят девять лет стояла Скиния в Шило... И пришли в Нов, где построили Святыню... и пришли в Гивон, и построили там Святыню, а из Гивона пришли в Вечное строение, время в Нове и в Гивоне пятьдесят семь лет... Это покой мой на веки вечные».

Ребе объясняет, что все перечисленные здесь здания это различные уровни исполнения заповеди сделать Храм — постоянное место для Всевышнего. Чем постояннее это здание, тем лучше исполняется данная заповедь. Сначала была временная скиния, затем дом из камней, потом святыня и, наконец, Храм в Иерусалиме — вечное здание.

Также понятно, что в самом Иерусалиме есть различие между первым, вторым и третьим Храмом. Первые два Храма были разрушены, но только третий Храм будет вечным во всех пониманиях.

Теперь понятно, что в наших силах возможно было построить только обычное, но не вечное здание. Ведь в природе нет и не может быть ничего вечного. Таким образом, в постройке первого и второго Храма присутствует соответствующая заповедь, но в отношении третьего Храма есть новшество, когда заповедь будет исполнена самым лучшим способом, подробно которому не было никогда. Это произойдет во время постройки вечного здания.

На более глубоком уровне можно добавить, что по словам Ребе также и первые два Храма существуют вечно. В соответствии со словами РАМБАМа («Законы о Храме» 4:1): «В то время когда строил Шломо Храм и знал, что он в будущем будет разрушен, построил в нём место для хранения в нём Ковчега внизу в глубоких и искривлённых хранилищах. Король Йошияу заповедовал и спрятал его в месте, которое отстроил Шломо» там он находится до настоящего времени. Ребе объясняет, что этот тайник не является местом на случай форс-мажорных обстоятельств, а Шломо изначально освятил это место и оно стало как Святая святых, неотъемлемой частью Храма.

Отсюда следует, что Храм не был полностью разрушен, так как его основная часть, скрытая Святая святых, находится в целости и сохранности до сегодняшнего дня. Только в первом и втором Храмах эта вечность сокрыта, так как видимая часть Храма была полностью разрушена. Новшество же третьего Храма заключается в том, что во время Освобождения все его части станут раскрытыми.

Заповедь красной телицы. Аннулирование нечистоты или отмена смерти?

Простой смысл заповеди красной телицы заключается в ритуальном очищении мертвых. Но наши мудрецы нашли в ней более глубокий смысл: искупление греха золотого тельца. Как объясняет Ребе, истинная цель красной телицы заключается не только в том, чтобы очистить от духовной нечистоты смерти, но и в уничтожении смерти, как это произойдет в будущем. Это также помогает понять слова РАМБАМа о десятой телице, которую принесет Мошиах, так как Мошиах совершит полное искупление за грехи и уничтожит смерть.

Понятно, что обязанность исполнения этой заповеди в наше время заключается в очищении от ритуальной скверны, так как уничтожение смерти не зависит от самого человека. И только после наступления вечной жизни во время Освобождения, мы сможем исполнить эту заповедь в полной мере и в совершенстве.

Вывод:

Хотя соблюдение заповедей вообще установлено и ограничено рамками природы, но общая обязанность принятия на себя власти Всевышнего (как сказано: «я был создан для того, чтобы служить своему Творцу») не имеет границ и не подчиняется законам природы. Это требует от нас самопожертвования. Также в каждой заповеди можно найти неограниченную идею, исполнение которой связано с самопожертвованием и выходом из ограничений. Именно от этого зависит истинное исполнение заповеди. А совершенство этого произойдет в Эру Мошиаха.

Можно привести пример: равноценная для всех законодательная обязанность изучать Тору состоит в том, чтобы основной занятостью человека была работа, а изучение Торы выходит на второй план. Это соответствует ограничениям природы и возможностям человека. Но истинное соблюдение заповеди изучения Торы согласно высоким нравственным требованиям заключается в полной самоотдаче этому занятию, вплоть до того, что основной занятостью человека становится Тора, а работа — второстепенной. Но для этого нужно получить помощь Свыше, чтобы непостоянная работа приносила достаточный заработок. В во время изгнания не все евреи удостаиваются этого, но только в будущем, когда «благо будет в изобилии», все евреи станут «свободными для постижения Торы и ее мудрости» и будут увенчаны коронами Торы. Тогда эта заповедь исполнится в полной мере.

На более глубоком уровне: корона Тора означает полное посвящение себя изучению Торы вплоть до того, что Тора становится неразрывной и органической частью человека. Их теперь уже нельзя разделить, так как эта связь происходит на самом глубоком уровне души. В будущем, когда у каждого еврея раскроется этот уровень, все будут увенчаны коронами Торы.

Наподобие этого можно сказать о заповеди строительства Храма. По закону речь идёт о физическом здании, которое может претерпевать изменения и даже быть разрушено. Но истинная заповедь это «постройка на века», как произойдет с Третьим Храмом, вечным зданием Самого Всевышнего. И это достигается с помощью служения евреев во время изгнания с самопожертвованием.

Наподобие этого в отношении заповеди красной телицы, помощью пепла которой происходит очищение смертной нечистоты. Но ее настоящее предназначение — искупление греха золотого тельца, который принес смерть в мир. Это произойдет с помощью десятой телицы, которую принесет Мошиах после прекращения смерти. И это также связано со служнением евреев во время изгнания, ведь только когда «евреи держатся Г-спода, Б-га вашего, живы все вы сегодня».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter