СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 06:21

Образующий свет

Благословением «Йоцер ор» (Образующий свет) начинается вторая часть утренней службы, выдающейся молитвой которой является Шма.

27.04.2007 6421 мин.

Молитва: יוצר אור

Текст: ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם, יוצר אור ובורא חשך, עשה שלום ובורא את הכל

Транскрипция: Борух ато Адей-ной Элейэйну мэлэх о-эйлом, йейцейр эйр увэйрэй хэйшех эйсэ шолейм увэйрэй эс акейль

Перевод: Благословен Ты, Превечный, Б-же наш, Владыка вселенной, создающий свет и творящий тьму, устанавливающий мир и творящий все.

Комментарий:

Благословением «Йоцер ор» (Образующий свет) начинается вторая часть утренней службы, выдающейся молитвой которой является Шма. Как мы увидим ниже, Шма — это сердцевина утренней молитвы, ибо это суть нашего вероисповедания, наш обет единения с Б-гом. Но до того, как мы окажемся в состоянии надлежащим образом сделать это важное заявление: «Превечный, Б-г наш, Б-г единый», мы должны осознать величие Б-га, Его мощь и силу, и прежде всего, что означает слово «Единый».

Чтобы помочь нам все это охватить и тем самым найти в себе соответствующий душевный настрой и действительное понимание смысла Шма, наши мудрецы составили две вводные молитвы. Первая — это «Йоцер», начинающаяся благословением «Йоцер ор» и оканчивающаяся благословением «Йоцер амеорот» (Создатель светил). Вторая молитва — это «Аават олам» (Вечная любовь), или «Аава раба» (Обильная любовь) по варианту ряда общин. Эта молитва оканчивается благословением «...с любовью избравший народ свой, Израиля».

Рассмотрим теперь первую из этих двух вводных молитв, которая начинается благословением: «Благословен Ты, Образующий свет и производящий тьму, Творящий мир и создающий все».

Это благословение не следует принимать за выражение благодарности за наступающий новый день. Ибо за это мы уже благодарили Б-га утром. Здесь мы делаем важное заявление, а именно: что Б-г — это Создатель как света, так и тьмы, добра и зла; другими словами, —- что имеется только Один Создатель. Это очень важное заявление, это сама сущность нашей веры, ибо в древние времена некоторые народы (персидский, например) верили, что имеются два бога: один — добрый, создавший свет и все хорошее, и другой — злой, создавший тьму и все плохое. Мы, евреи, верим, что имеется только Один Б-г, создавший как свет, так и тьму, создавший все.

Это благословение основано на стихе из книги Йешаяу, где сказано: «Я Превечный, и нет никого кроме Меня; Я образовал свет и произвел тьму, Я сотворил мир и создал зло».

Можно заметить, что благословение несколько отличается от текста Йешаяу. Это потому, что нежелательно оканчивать благословение словом «зло».

Слова «Кто творит мир» имеют весьма важное значение. Мы упомянули раньше, как люди ошибаются иногда в том, что они видят в своей повседневной жизни и что столь противоречиво: свет и тьму, жизнь и смерть, мир и войну, добро и зло. Это приводит людей к мысли, что имеются два бога, которые постоянно воюют друг с другом за верховенство. Но мы, евреи, с самых дней нашего праотца Авраама изо дня в день объявляем, что Превечный — Б-г единый, что Он создал все и что только Он один в силах «творить мир» среди столь противоречивых явлений. Нет ничего более противоположного, чем наше тело и наш дух. Но Б-г, творящий мир, сохраняет в мире наше тело и нашу душу в этом теле. В этом смысл благословения «Йоцер ор»: Б-г — Создатель как света, так и тьмы, потому что Он Творец Б-жественного мира и Создатель всего.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter