аким образом синагоги перенесутс€ в »ерусалим?

22.09.2019 315 (0)
–ав »сраэль ћааль —окращенный перевод: Ўолем Ћугов
 аким образом синагоги перенесутс€ в »ерусалим?
 аким образом синагоги перенесутс€ в »ерусалим?

 огда мы изучаем законы о св€тости синагог, то сразу видим св€зь с ќсвобождением, так эти законы учат из св€тости ’рама, ведь синагога Ч это Ђмалый ’рамї. “акже известно, что все синагоги перенесутс€ в »ерусалим и присоедин€тс€ к третьему ’раму.

¬ трактате Ђћегилаї 28б приводитс€ следующее указание: Ђ—казал р. јси, что синагоги в ¬авилоне стро€тс€ с условием, что они не имеют полной св€тости синагоги. Ќо не следует делать бизнес-расчеты в синагогеї.

ћы знаем, что все объекты св€тости можно создавать с условием использовани€ их в будничных цел€х. Ќапример, можно облокачиватьс€ на возвышение, на котором читают “ору.

¬ отношении использовани€ синагоги есть спор. –јЎ» объ€сн€ет, что Ђс условиемї означает, чтобы их можно было использовать [дл€ нужд общины]. “о есть не только молитьс€ в ней, но и учитьс€, есть и спать... “ак постановил Ђќр «аруаї, а Ђћишна Ѕрураї добавл€ет, что это относитс€ не только к ¬авилону, но и к «емле »зраил€.

Ђ“осафотї считают не так. ѕо их мнению: Ђ—инагоги в ¬авилоне стро€тс€ с условием... ’очет сказать, что все врем€, когда они не используютс€. “о есть во врем€ существовани€ синагоги это правило не действует. » также мудрецы не желали заходить в них во врем€ дожд€ из-за дожд€...ї

 ак далее говоритс€ в “алмуде: Ђ» никто не может войти в них дл€ защиты от солнца или под дождем, чтобы найти укрытие от дожд€. –авина и р. јда бар ћатана сто€ли возле синагоги и задавали вопрос –аву, когда на них начал литьс€ дождь. ¬се они вошли в синагогу, сказав: Дћы вошли в синагогу не из-за дожд€, чтобы остатьс€ сухими, а это св€зано с тем, что обсуждаемый нами закон требует €сности, как в тот день, когда дует северный ветер, и небо совершенно чистое. ѕоэтому мы вошли в синагогу ради изучени€ “оры, что, безусловно, допустимоУї.

«десь речь идЄт о ¬авилоне и Ђ“осафотї доказывает из этого случа€, что условие при постройке не действует.

» таков закон, поэтому хасиды всегда называли свои синагоги другими названи€ми Ч Ђштиблї или Ђклойзї Ч чтобы можно было проводить в них хасидские застоль€.

Ђ“осафотї продолжают, что когда синагога была разрушена, то тогда это условие действует. Ќо речь идЄт только о ¬авилоне, а синагоги на «емле »зраил€ были построены без этого услови€, ведь их св€тость остаЄтс€ навеки...

ќтсюда на первый взгл€д следует, что когда придет ћошиах, не будет больше необходимо в синагогах в ¬авилоне и их св€тость аннулируетс€.

Ќужно пон€ть, как аннулируетс€ эта св€тость?

ЂЎулхан јрухї (153:11) постановил по мнению Ђ“осафотї: Ђ—инагогу или камни и древесину старой разрушенной синагоги можно дать в подарок... и тогда они тер€ют свою св€тость... Ќо нельз€ заложить, сдать в наЄм или одолжить их...ї

» там также сказано (151:1): Ђ≈сли во врем€ постройки синагоги поставили условие, что можно ее использовать, то это разрешено после еЄ разрушени€ї.

ѕри подарке св€тость переходит на тот объект, в честь которого был дан подарок. Ќо на что переходит св€тость после разрушени€ синагоги?

ѕродолжает “алмуд (Ђћегилаї 29б) от имени рабби Ёлазара: Ђ¬ будущем синагоги и учебные залы в ¬авилоне будут перенесены и восстановлены в «емле »зраил€, как сказало (»рми€у 46:18): Д ак (верно то, что) “авор среди гор, а  армэль у мор€, (так верно и то, что он) придетУ. —уществует традици€, что эти горы пришли на —инай во врем€ даровани€ “оры и требовали, чтобы “ора была дана им. » точно так же, как “абор и  армель, пришедшие лишь на мгновение изучать “ору, были переселены и основаны в в награду за свои действи€, тем более что синагоги и учебные залы в ¬авилоне, в которых читаетс€ и распростран€етс€ “ора, будут перемещены на —в€тую «емлюї.

≈сть три мнени€, как именно будут перенесены синагоги:

1. —инагога вместе с землЄй

Ђћаген јвраамї (151:15) задает вопрос на Ђ“осафотї. — одной стороны они говор€т, что прекратитс€ св€тость, а с другой, что синагоги перенесутс€ на «емлю »зраил€? » отвечает, что речь идЄт о разрушенных до прихода ћошиаха синагогах. Ќо если речь идЄт только о разрушенных синагогах, то нельз€ сказать, что только здание перенесетс€, а земл€ останетс€ за границей, ведь тогда мы учим из сказанного о горах, что они были перенесены с землЄй.

2. —инагога без земли

Ђ’атам —оферї (респонсы на раздел Ђќбраз жизниї п. 30) приводит вопрос Ђћаген јвраамї по Ђ“осафотї и объ€сн€ет, что нельз€ учить из примера с горами, поэтому синагоги перенесутс€ без земли.

јвтор книги Ђћор ве- ци€ї спорит с мнением Ђћаген јвраамаї и полагает, что есть сходство с горами: как горы перенеслись без земли, так и здани€ Ч синагоги.

3. “олько земл€

јвтор книги Ђѕуть жизниї задаЄт вопрос по мнению Ђћаген јвраамаї и считает, что люба€ синагога, котора€ была разрушена до наступлени€ ќсвобождени€, не перенесетс€ на —в€тую «емлю.„то же касаетс€ гор “абор и  армель, то они остались горами, а земл€ стала св€той.

≈сли мы рассмотрим мнение ћјј–јЎа на Ђћегилаї 29, то на первый взгл€д он считает как третье мнение. ќн спрашивает, почему здание ’рама будет таким высоким, и отвечает, что к нему присоедин€тс€ все синагоги. ѕоэтому синагоги во врем€ изгнани€ €вл€ютс€ местом будущего ’рама.

–ебе  ороль ћошиах говорит (Ђ»тваадуетї 5749 г.), что Ђвместе с всеми синагогами и домами учени€ (с их физическим местом заграницей) перенесутс€ в «емлю »зраил€ в буквальном смыслеї.

¬ сноске 99 он добавл€ет: Ђ» нужно сказать, что они перенесутс€ вместе с землЄй, наход€щейс€ под ними... и это объ€сн€ет то, как можно перенести синагогу с еЄ места без вс€кого услови€ї.

¬ беседе Ђƒом нашего учител€ в ¬авилонеї –ебе приводит новое понимание мнени€ Ђ“осафотї: Ђѕосле того, как Досвобод€тс€ в будущемУ, Двернетс€ раскрытие Ўхины в »ерусалим и не останетс€ больше в тех местах, куда были изгнаны евреиУ. “о есть, не будет больше раскрыти€ Ўхины в месте за пределами »зраил€, где сто€ло Дћалое —в€тилищеУ, так как Дћалое —в€тилищеУ сниметс€ со своего места и перенесетс€ в —в€тую «емлю, в »ерусалимский ’рамї.

ѕочему они перенесутс€? »ли по мнению Ђћаген јвраамаї (вместе с землЄй) или Ђ’атам —офераї (без земли)?

¬ сноске 25 –ебе добавл€ет: Ђ» поэтому Дсинагоги в ¬авилоне были сделана при условииУ, Дкогда был разрушен... помогает это условие... дл€ тех, что в ¬авилоне... ведь когда придет освободитель в наши дни, поскорее, то прекратитс€ их св€тостьУ (Ђ“осфотї со слова Ђсинагогї Ч трактат Ђћегилаї 28б в начале страницы)ї.

ћожно сказать, что –ебе понимает Ђ“осафотї, что нет никакого противоречи€.  огда говоритс€, что св€тость аннулируетс€, не имеетс€ в виду, что останетс€ место без св€тости, а место и земл€ перенесетс€ в »ерусалим вместе со св€тостью.

¬ывод такой: нет проблем с пониманием Ђ“осафотї, так как сама св€тость синагог перенесетс€ в »ерусалим вместе с ними.

ѕоддержите сайт www.moshiach.ru
ќшибка в тексте? ¬ыделите ее и нажмите Ctrl + Enter