О «мерянии родословными» и жизненной позиции «я первого сорта, а ты — второго»

23.01.2020 154 (0)
О «мерянии родословными» и жизненной позиции «я первого сорта, а ты — второго»
Я первого сорта, а ты — второго

Гемара в трактате «Санедрин» (лист 38а) задаёт вопрос: «Почему Адам, первый человек, был создан единственным?» То есть, почему, дескать, не создать, скажем, двоих, троих и более людей, от которых уже шло бы потомство привычным образом?

На это Гемара приводит четыре ответа. Интересующийся посмотрит их все, а мы сосредоточимся на двух из них. А ответы следующие:

1. Есть мнение, что Адам был создан единственным ради праведников и грешников. Праведников — для того, чтобы они не сказали, что являются потомками праведника и из-за этого теперь им не нужно опасаться злого начала. Грешники — для того, чтобы не сказали, что произошли от грешника, и теперь, мол их не трогай, «нам ничего уже не поможет».

МААРАЛЬ из Праги в своём труде «Хидушей Агадот» так комментирует это место: «Если бы было создано двое… Между любыми двумя есть различия, как это следует из самого слова „шнаим“ (два) — от слова „шинуй“ (изменение), и тогда бы они отличались друг от друга, а это, в свою очередь, коснулось бы и их потомков. И тогда не осталось бы выбора выйти из злодейства к праведности, поскольку две вещи не схожие по сути не могут перейти из одной в другую, ибо у каждой вещи есть своё место, как сказали в трактате Авот (гл. 4): „Нет вещи, у которой не было бы места“. И это место обуславливает существование той вещи, которая в нем находится. Поэтому место и называется „маком“, потому что „мекаем“ (даёт существование) тому что в нем находится. Вплоть до того, что понятие места входит в понятие человека и его имени, как говорят „Такой то человек из такого-то места“».

2. Второе же объяснение того, почему Адам был создан единственным — «для того, чтобы семьи не ссорились из-за своих родословных, говоря „мы из такой-то семьи, наши предки были более великими чем ваши!“»

И добавляет Гемара: «И даже если при том, что Адам был создан единственным, все равно семьи пререкаются между собой на почве родословных — представьте насколько же больше они бы это делали если бы Адам не был сотворён единственным!»

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter