Ожидание Мошиаха мудрецами и пророками

Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: книга «Идея Мошиаха» гл. 6, стр. 119-121
07.01.2018 | 762 | (0)
Ожидание Мошиаха мудрецами и пророками
Ожидание Мошиаха мудрецами и пророками

Мы уже говорили о настоящем ожидании прихода Мошиаха, когда у каждого еврея есть искреннее желание увидеть раскрытие власти Всевышнего над еврейским народом и всем миром, наступление правления королевской династии Давида и начало исполнения всех заповедей Торы.

Но РАМБАМ сам объяснил ожидание прихода Мошиаха по-другому (см. «Законы о раскаянии» 9:2): «Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода Короля Мошиаха — чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не дает евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире».

И еще он пишет об этом («Законы о Мошиахе» 12:4): «Не желали пророки и мудрецы мессианских времен ни для того, чтобы властвовать над всем миром, ни для того, чтобы угнетать другие народы, ни для того, чтобы все народы их превозносили, ни для того, чтобы есть, пить и радоваться; но для того желали этих времен, чтобы быть свободными для постижения Торы и ее мудрости, чтобы никто их не преследовал и не мешал им, чтобы удостоиться доли в будущем мире».

Таким образом мы видим, что стремление к Дням Мошиаха является только средством, с помощью которого можно достигнуть будущего мира. Как пишет РАМБАМ: «И целью является будущий мир, к которому мы стремимся».

Но если внимательно рассмотреть эту тему, мы понимаем, что невозможно представить себе такой итог ожидания прихода Мошиаха. Ведь если представить себе, что это ожидание является только средством для достижения будущего мира, то почему РАМБАМ постановил, что если еврей не верит в Мошиаха и не ожидает его прихода, он отрицает всю Тору? Ведь сам РАМБАМ пишет («Законы о раскаянии» 10:1-2), что есть люди, которые не имеют никакого представления о будущем мире, поэтому у них нет никакого стремления к этому. А с другой стороны, есть люди, которые «служат Всевышнему из любви, изучают Тору, исполняют заповеди и следуют путем мудрости без всякой корысти — не из страха наказания и не для того, чтобы удостоиться награды, но служа истине ради нее самой». И совершенно очевидно, что они не считаются отрицающими Тору, не дай Б-г. А если нет необходимости стремиться к будущему миру, то почему должна быть обязанность ожидать Эру Мошиаха, которая является только средством?

Можно спросить по-другому. Если стремление к будущему миру неодинаково у всех евреев, то невозможно установить ее как равноценную основу веры для каждого еврея — от ребенка (который не имеет никакого представления о будущем мире) и до большого мудреца (у которого нет личного интереса, даже в будущем мире).

И так как, действительно, мы нигде не находим, что стремление к будущему миру является основой еврейской веры, то понятно, что если ожидание прихода Мошиаха является только средством и частью стремления к будущему миру, который наступит впоследствии, то и это ожидание не может быть основой веры?

Поэтому мы вынуждены объяснить (и это поможет нам понять разницу между словами РАМБАМа в «Законах о раскаянии» и «Законах о Мошиахе»), что на самом деле в ожидании прихода Мошиаха есть две разные вещи:

Мы уже упоминали, что по мнению РАМБАМа человек во всем ищет для себя выгоду, даже когда речь идет о мудрецах и пророках, которые служат Всевышнему. Поэтому также и они смотрят на Эру Мошиаха как на средство для достижения жизни в будущем мире.

И в этом могут быть различия между евреями, когда одни стремятся к жизни в будущем мире, а другие — к более неизменным вещам. А есть и такой, кто служит Всевышнему из любви и не ищет для себя ничего. Но все они являются частью еврейского народа, как это понятно.

Но в то же время у еврея должна быть более глубокая связь со Всевышним. Не для какой-то личной выгоды, а в самоустранении перед Ним. Поэтому соблюдение заповедей всеми евреями, от малого до великого, должны быть основано прежде всего на принятии власти Всевышнего — как раб, который обязан исполнять повеления своего господина. В этом проявляется завет Всевышнего с евреями, который был заключен на горе Синай. Именно поэтому еврей является евреем.

И наподобие этого можно понять в отношении ожидания прихода Мошиаха. У каждого еврея должно быть внутреннее желание возвращения династии Давида к ее первоначальному суверенитету и исполнения всех заповедей.

Можно сравнить это со словами РАМБАМа («Законы о королях» 8:14) об исполнении народами мира «Семи заповедей потомков Ноаха», что нужно принять их и выполнять «потому, что так повелел Всевышний в Торе... Но тот, кто выполняет эти вещи из-за их логичности... не является праведником народов мира, а лишь мудрецом». То есть недостаточно быть мудрым и вести себя так, как предписывает разум, а должно быть самоустранение перед Всевышним, которое не зависит от здравого смысла. И РАМБАМ определяет это как более высокий уровень праведности — качество хасидов.

Отсюда понятно, что тем более это справедливо в отношении евреев, которые также должны вести себя согласно высоким стандартам и быть хасидами. Нужно ожидать Эру Мошиаха для раскрытия славы Всевышнего.

Это согласуется со словами РАМБАМа, что каждый еврей желает исполнять все заповеди. Также теперь понятно, что если у еврея отсутствует эта вера, он считается еретиком, так как у него нет полной связи со Всевышним.

Можно добавить, что есть разница между двумя видами ожидания Эры Мошиаха. Когда человек стремится к своему личному совершенству, он ожидает главным образом состояние Эры Мошиаха, когда «будут свободными для изучения Торы». Для такого человека Мошиах является средством для достижения в мире состояния, к которому он стремится. Но когда человек ожидает Эру Мошиаха для того, чтобы увидеть раскрытие Всевышнего в мире, для него главное ожидание самого человека, Короля Мошиаха.

Когда РАМБАМ говорит о стремлении мудрецов, он определяет это как «ожидание Эры Мошиаха», а когда он говорит о том стремлении, которое должно быть у каждого человека, то определяет это как «ожидание прихода Мошиаха» — именно ожидание человека, а не эпохи.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Эра Мошиаха » Король Мошиах (другие статьи):