СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 09:46

Страх перед Всевышним во время Освобождения

Во время Освобождения евреи не будут испытывать панику перед раскрытием великой Божественной силы, а только глубокой, внутренний трепет.

2590 (1) мин.

Указание «Г-спода, Б-га твоего, бойся» («Дварим 10:20) приобретает особый статус во время истинного и полного Освобождения. Тогда, вместе с великой радостью от дарованных нам благ, мы будем ощущать великий страх и трепет перед Всевышним, который раскроется пред нами в полной мере. Так говорит пророк Йешаяу (2:21): «Чтобы войти в ущелья гор и в расселины скал из страха пред Всевышним и от блеска величия Его, когда Он встанет, чтобы сокрушить землю».

Именно это мы имеем в виду, когда читаем слова молитвы в Рош а-Шана и Йом-Кипур: «И внуши тогда страх пред Собой всем созданиям Твоим, научи бояться Себя все, сотворенное Тобой, и трепет охватит тех, кого Ты создал, и падут ниц пред Тобой все творения… и грозное Имя Твое — над всем, что Ты сотворил».

Вообще, на это намекают слова из Песни на море («Шмот» 15:15-16), где сказано: «Тогда пришли в смятение главы Эдома» — в прошедшем времени, а после этого написано в будущем времени: «Нападет на них испуг и страх; от великой руки (силы) Твоей они будут молчать, как камень». Использование здесь будущего времени намекает на испуг и страх перед Божественными раскрытиями в будущем, несравнимо большими по сравнению с теми чувствами, которые были во время рассечения моря.

В книге «Тания» (гл. 36) объясняется, что страх пред Всевышним, который приведет к входу в расселины скал, относится только к народам мира. Но, как подчеркивает Ребе Цемах-Цедек, в отношении евреев нет никаких опасений, что они будут испытывать панику перед раскрытием великой Божественной силы, а только глубокой, внутренний трепет.

Цемах-Цедек приводит примеры из двух отрывков, где страх соседствует с добрым чувством:

1. В отношении собрания изгнанников и постройки Иерусалима сказано (Йешайа 60:5): «Тогда увидишь и воссияешь, и устрашится и расширится сердце твое». Здесь страх соседствует с добром.

2. Также сказано («Ошеа 3:5): «Потом раскаются сыны Йзраилевы и будут искать Г-спода Б-га своего и Давида, короля своего, и вострепещут пред Г-сподом и благом Его в конце тех дней». Здесь вместе со страхом упоминается благо.

В книге «Ликутей Тора» (глава «Шлах» 45:3) Алтер Ребе подробно объясняет, что сегодня трепет перед Всевышним не является чувством страха, которое наносит ущерб человеку, а наоборот — основа всего заключена в самоумалении с помощью того, что «держащиеся Г-спода, Б-га вашего, живы все вы сегодня» («Дварим» 4:4). И как также сказано (Мишлей 19:23): «Страх пред Всевышним (ведет) к жизни».

Опубликовано: 17.08.2014 Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter