СБП. Дни Мошиаха! 12 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-20 11:23

Вера без компромиссов

Первым руководителем евреев был Моше-рабейну которого Всевышний избрал, чтобы вывести еврейский народ из египетского рабства. После получения Торы на горе Синай возникла цепочка, по которой передавалось устное учение...

10.11.2004 5996 мин.

1. Руководитель поколения

Еврейский народ, как таковой, возник во время Исхода из Египта. Первым руководителем евреев был Моше-рабейну (Моше, наш учитель), человек, которого Б-г избрал, чтобы вывести еврейский народ из египетского рабства. После получения Торы на горе Синай возникла цепочка, по которой передавалось устное учение, объясняющее как нужно исполнять волю Всевышнего, запечатленную в Торе. Эти объяснения передавались из поколения в поколение: «Моше получил Тору на Синае и передал ее Йеошуа...» (см. «Пиркей Авот» («Поучения Отцов»), гл. 1). Когда же Моше завершил свою работу в мире, евреями стал руководить его ученик и последователь, Йеошуа бин Нун.

Основатель хасидизма ХАБАД Алтер Ребе объясняет, что Моше передал своему преемнику не только знание, но и «частицу себя», или, на языке Каббалы, «искру» своей души, чтобы тот смог достойно выполнить свою миссию. Начиная с этого момента нашей истории, в каждом поколении искры души Моше нисходят и облекаются в тело и душу мудрецов поколения. Это необходимо для того, чтобы они могли учить народ, и чтобы все евреи осознали величие Б-га и служили бы Ему сердцем и душой (см. «Тания» гл. 42).

Комментируя слова своего великого предка, Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах обращает наше внимание на важность порядка слов: «в тело и в душу». Не сказано, что облечению искры души Моше-рабейну в тело мудреца предшествует облечение в его душу. Этот процесс происходит без посредничества души, как и произошло с Моше-рабейну: искра его души низошла и облачилась в тело мудреца» (см. «Уроки по Тании», часть 2, стр. 628).

Это позволяет нам лучше понять фразу: «В каждом поколении есть продолжение Моше». Душа Моше облекается в мудрецов, которые есть в каждом поколении, и, в особенности, в главу поколения, так как «нет поколения, в котором не было бы подобного Моше» — в каждом поколении есть человек в которого облекается душа Моше-рабейну» (см. «Ликутей Сихот» том 26, стр. 7). И в самом деле, как у каждого тела есть голова, без которой тело не может существовать, так у каждого поколения еврейского народа есть духовный лидер.

Отсюда следует, что поскольку «жизнь праведника не есть физическая жизнь, а жизнь духовная», то духовная жизнь Моше остается вечной в нашем физическом мире, посредством облечения искры его души в тело главы каждого поколения (см. «Ликутей Сихот» том 26, стр. 6). Это также объясняет сказанное в Талмуде: «Моше не умер». Ребе как-то сказал, что о своем тесте он не говорит «его душа в раю», а «его душа во мне».

Вывод: У еврейского народа есть руководитель в каждом поколении и в него воплощается душа Моше.

2. Функция руководителя поколения

Как мы уже говорили, руководитель поколения должен учить народ, чтобы все осознали величие Б-га и служили бы Ему сердцем и душой. Это относится как к ученым евреям, так и к малограмотным — ведь у всех нас есть еврейская душа, которая является частицей Всевышнего и в этом отношении все евреи равны.

Рассматривая строение души, мы видим, что душа состоит из пяти уровней, каждый из которых имеет определенную функцию, причем самый высокий уровень скрывает в себе потрясающие возможности, позволяющие еврею управлять природой и собой.

Проблема заключается в том, что далеко не каждый может задействовать этот уровень, так как для этого необходима помощь руководителя поколения. Ребе РаЯЦ, шестой Любавичский Ребе, приводит пример из истории праздника Пурим, когда руководителем поколения был Мордехай. В час, когда над еврейским народом нависла смертельная опасность, он пробудил тот самый уровень души, который дает еврею возможность подняться над границами мира. Именно Мордехай способствовал укреплению веры евреев, и тем самым они получили возможность сделать казалось бы невозможное — отменить зловещий указ и уничтожить своих врагов.

Любавичский Ребе Король Мошиах объясняет, что раскрытие пятого уровня души у евреев происходит посредством приказа именно от руководителя поколения. Поэтому в Торе в главе «Тэцаве» Всевышний говорит Моше: «И ты прикажи сынам Израиля». Приказание не исходит от имени Б-га, ибо приказание должно исходить от Моше (см. Маамар «И ты прикажи» 5741 стр. 155).

Основываясь на рассказе о Мордехае, который привел Ребе РаЯЦ, Ребе Король Мошиах сообщает нам важнейшую вещь: этим рассказом Ребе РаЯЦ постановил касательно самого себя, что он является Моше-рабейну поколения, и именно он питает и взращивает веру в сынах Израиля. Очевидно, что сказав такое о своем тесте, Ребе постановил то же самое относительно себя.

Вывод: Руководитель поколения укрепляет веру евреев. Руководитель нашего поколения — Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах.

3. Связывающий посредник

Говоря о роли руководителя поколения, необходимо отметить, что он не только укрепляет веру евреев, но и учит народ. Другими словами, его цель — научить нас не только вере в Б-га, но и знанию того, что Он есть!

Такая, сложнейшая на первый взгляд задача становится осуществимой, благодаря связи учения, передаваемом руководителем поколения с пятым уровнем еврейской души, о которой шла речь на прошлом уроке.

Рассмотрим подробнее это соотношение. В Торе есть четыре уровня постижения учения (ПШАТ, РЕМЕЗ, ДРУШ, СОД), которым соответствуют четыре уровня души (НЕФЕШ, РУАХ, НЕШАМА, ХАЯ). Им, в свою очередь, соответствуют четыре человека, являющиеся руководителями евреев (Давид, пророк Элияу, Моше-рабейну и Адам). Эти люди обладают общей душой на соответствующем уровне, а у каждого еврея, в свою очередь, есть частная душа.

Но есть еще и пятый уровень души которому на первый взгляд не найти соответствия в постижении учения Торы. И действительно, до середины 18 века, учение хасидизма соответствующее пятому уровню еврейской души (ЙЕХИДА, с ударением на последнем слоге) было полностью скрыто, даже более скрыто, чем учение Каббалы. Раскрытие же этих тайн Торы произошло потому, что, наконец, пришло время распространять учение хасидизма для ускорения прихода Мошиаха, человека, обладающего общей душой пятого уровня. Такой ответ получил основатель хасидизма Баал-Шем-Тов от самого Мошиаха на вопрос, когда тот придет. Мы знаем из истории, что начиная с основателя ХаБаДа, каждый последующий руководитель раскрывал все больше и больше тайн Торы, потому что, являясь потенциальными Мошиахами своих поколений, все они обладали общей душой пятого уровня.

Моше-рабейну сказал про себя в Торе: «Я стою между Б-гом и вами». Очевидно, что он выполнил функцию связывающего посредника между Б-гом и евреями. Чтобы осуществить это, он должен включать в себя те вещи, которые он соединяет, и поэтому ему дано было соединить в себе Божественность с материальным миром (как было, например, при построении переносного храма в пустыне).

Теперь становится ясным, как проявляется связь хасидов с Ребе. Они не два связанных между собой явления, они — единое целое: Ребе не «разделяющий посредник», а «связывающий посредник». Поэтому хасиду понятно, что он, Ребе и Всевышний — одно целое. Ребе связан с бесконечной сущностью Б-га, и нам важна только связь с Ребе, потому что посредством Ребе мы тоже связаны с бесконечной сущностью Б-га.

Вывод: Руководитель поколения — связывающий посредник между евреями и Всевышним.

4. Вера, разум и чувства

Как мы уже говорили, искры души Моше нисходят и облекаются в тело и душу мудрецов каждого поколения. Это необходимо для того, чтобы мудрецы могли учить народ. Далеко не каждый человек способен в полной мере понять и принять то, чему его обучают, поэтому часто возникает вопрос: как нужно отнестись к словам мудрецов, если они на первый взгляд противоречат действительности?

На этот вопрос дается ответ в Торе, в книге Дварим (17:11): «По закону, который они укажут тебе, и по решению, какое скажут тебе, поступай; не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево». Чтобы понять простой смысл этих слов обратимся к комментарию РаШИ. Он утверждает, что мы должны слушать мудреца, не только если он говорит тебе что-либо очевидное, но даже если он скажет тебе о правом, что это левое, а о левом — что это правое, мы обязаны слушать его!

Из истории с разведчиками, которых Моше послал в Землю Израиля можно сделать вывод: нельзя вмешивать свой разум и изменять что-либо в порядке выполнения слов учителя, даже если кажется, что посредством изменения можно добиться больших успехов в посланничестве. Потому что изменив (даже совсем немного) слова учителя, можно совершить ошибку, подобно разведчикам. И если даже главы евреев сделали это, то более простые люди, вроде нас тем более могут ошибиться.

Следовательно, люди, обладающие высоким интеллектом, должны отставить в сторону разум и не идти за логикой, поскольку, опираясь на свои суждения, они могут прийти к заблуждению такой глубины, что горек будет их конец. В дни, предшествующие приходу Мошиаха, следует не идти за логикой, а соблюдать Тору и заповеди в непорочности и вере в Б-га Израиля.

Человеку сложно поверить не собственным глазам, а кому-то другому, пусть даже и большому мудрецу. Но всегда надо помнить, что по своим знаниям и духовному уровню мудрецы стоят выше всех евреев. Ибо Всевышний всегда почиет на мудреце и оберегает его от ошибок. Так что вышедшее из уст мудреца — истина.

Если же еврей сомневается, не дай Б-г, в словах своего учителя, то это знак, что его связь с учителем нарушена. А если, слыша указание от Ребе, начинают проверять в Своде Законов, не противоречит ли это тому, что там написано, то это никак не способствует приходу Мошиаха.

Вывод: Нужно верить словам мудреца. Нельзя ничего изменять, выполняя слова Ребе.

5. Сила слов мудрецов Торы

Мы уже приводили слова Торы о том, что даже если мудрец скажет о правом, что это левое, а о левом — что это правое, мы обязаны слушаться его. Это значит, что если Тора, называющаяся Торой истины, определяет что-либо как «левое», а раввины — как «правое», то сама Тора постановляет: «не уклонись» — т.е. требует слушать их.

И более того, когда мудрецы говорят про левое, что это правое, то оно становится правым! Ведь несмотря на то, что эта вещь определена Торой как «левое», сама Тора дает мудрецам силу посредством их постановления сделать «левое» «правым».

К тому же не стоит забывать о том, что «право» и «лево», о которых идет речь, касаются не только Торы, но и, допустим, природы. Например, все мы знаем, что снег белый. Но белый он не потому, что мы видим это, а потому что сказано в Торе: «И будут грехи ваши белые как снег». Ключевая мысль, которую мы должны усвоить, заключается в том, что только Тора устанавливает реальность в мире. Однако более глубокий подход заключается в том, что реальность в мире устанавливают мудрецы Торы, и, в частности, руководитель поколения.

Указание руководителя поколения для нас подобно слову самого Всевышнего. Его слово говорит в руководителе поколения, и Он раскрывает нам суть вещей через своих пророков, поэтому мы обязаны принимать указания руководителя поколения, как указания самого Б-га. Как, услышав что-либо от Б-га, мы немедленно исполняем это, так же мы должны поступать, услышав что-либо от руководителя поколения. Надо выполнять все в совершенстве, немедленно, не споря и не подыскивая объяснения.

Вывод: Реальность в мире определяется Торой.

6. Испытание

Поскольку наступили последние дни изгнания, и все дела уже закончены, необходимо сказать, что, когда еврей встречает какое–то препятствие и задержку в вопросах иудаизма, это только лишь испытание, наподобие как «Б-г испытывал Авраама» (Брейшит 22:1). Слово «испытывал» (на иврите נסה, «ниса») имеет один и тот же корень со словом «нэс» (נס), имеющее два значения: чудо и поднятие. Это значит, что благодаря испытанию Авраам достиг максимальной высоты – подъема даже относительно совершенства, которого он уже достиг перед этим, подобно различию чуда и природы. Испытание же не имеет никакого реального существования, и вся его задача – лишь привести к подъему, преодолевая его.

Мидраш говорит о десятом испытании Авраама: «Когда увидел сатана, что Авраам и Ицхак не послушали его, пошел и сделался перед ними большой рекой. Авраам спустился в воду и, как только достиг половины реки, и вода поднялась ему по горло, он поднял свои глаза к небу, сказал: «Властелин мира...», и сразу перевернул Всeвышний источник, и высохла река, и стали они на суше».

На самом деле «большой реки» вообще не было, и не только в духовном смысле, но и в материальном мире; была лишь видимость. Поэтому, когда Авраам продолжил идти, чтобы выполнить приказание Всeвышнего то им открылось, что реки не существует вообще, («высохла река, и стали они на суше»). Все, что осталось – это чудо и подъем.

Теперь становится ясным, что внимание должно быть устремлено на чудо и подъем, а не на происшествие и испытание. Испытание вообще не существует, о чем было сказано выше, и говорить о нем абсолютно бессмысленно.

Вывод: Не следует думать про испытания, потому что они по сути своей — видимость, и в них нет реальной силы.

7. Вечная жизнь главы поколения

Если мы не можем увидеть предмет или явление своими глазами, то это отнюдь не доказывает, что предмет или явление вообще не существует. Примером может послужить Солнце. Мы не можем увидеть его ночью, но это не значит, что его нет. Несмотря на то, что этот факт был принят за истину сравнительно недавно, евреи всегда знали о том, что Солнце вращается вокруг Земли, и поэтому часть времени суток Солнце не видно с Земли, хотя от этого оно естественно не перестает существовать. Маленькие дети, которым объясняют подобные вещи, принимают это на веру, и лишь по прошествии времени осознают это разумом.

В недельной главе «Шмот» (32:1) рассказывается о том, как Моше поднялся на гору Синай, чтобы получить Тору: «И увидел народ, что медлит Моше спуститься с горы, и собрался народ против Аарона, и сказали ему: «Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами; ибо этот муж, Моше, который вывел нас из земли Мицраима, не знаем мы, что стало с ним».

РАШИ комментирует произошедшее следующим образом: Сатана показал народу некое подобие Моше (в некоторых вариантах: подобие погребальных носилок), которого как будто несут в высоко в небе. Евреи поверили в смерть Моше, потому что видели это своими глазами, хотя Моше предупреждал их, что вернется. Это и есть классический пример испытания: «массовый гипноз» со стороны нечистой силы, которая всегда предпринимает атаку на евреев перед поворотными событиями в истории.

Нечто подобное произошло и в нашем поколении. Мы слышали слова Любавичского Ребе שליט"א Короля Мошиаха о вечной жизни главы поколения, и никакие утверждения о том, что кто-то что-то видел своими глазами не могут изменить реальность.

Ребе объясняет, что любой предмет, независимо от того виден он или нет, от этого не меняется. Все различие заключается в том, что когда предмет открыт, он доступен взгляду каждого, а когда скрыт, то его видят не все. Более того: если в Торе сказано, что какая-то вещь существует, то ее существование более реально, чем существование вещи, которую мы видим своими глазами. Вещи, которые мы видим, могут быть нереальными, но если Тора свидетельствует о существовании вещи, то это несомненно истинная сущность.

Вывод: Любавичский Ребе Король Мошиах жив и здравствует!

8. Испытание веры

Противоборство веры против действительности, которая на первый взгляд противоречит вере, — испытание. Не следует думать про испытание вообще, ибо это видимость, и нет в нем реальной силы.

Уже было на века...

Сказано в Торе («Шмот» 32:1): «И увидел народ, что медлит Моше спуститься с горы, и собрался народ против Аарона, и сказали ему: Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами; ибо этот муж, Моше, который вывел нас из земли египетской, не знаем мы, что стало с ним». РАШИ объясняет слова «ибо этот муж, Моше» так: «Сатана показал им некое подобие Моше (в некоторых вариантах: подобие погребальных носилок), как будто несут его в воздухе, высоко в небе».

9. Глава поколения — навеки

Глава поколения — последнего поколения — это вечный глава вечного поколения, душа в теле живущий вечной жизнью.

Душа в теле навеки

Сказано в Торе («Дварим» 33:1): «И вот благословение, которым благословил Моше, человек Б-жий, сынов Израиля перед смертью своей». Ребе объясняет («Итваадует» 5750 г., том 1, стр. 89): «Несмотря на то, что в предыдущем стихе сказано «перед смертью», но тем не менее просто и ясно, что в эти дни, после того, как мы столько испытали в предыдущих поколениях и все плохие вещи уже прошли, то нет больше вещей в виде спуска. Поэтому есть существование Моше — «первый освободитель, он же последний освободитель — душа в теле навеки...»

Нет никакого изменения, даже изменения при захоронении

«В наиболее общем смысле, [во время эпохи Освобождения] мир станет обителью, наполненной сущностью «Единого Хозяина вселенной». Он раскроет Себя через своего пророка, которого помажет [на царствование], ибо «нaси («лидер поколения») — это все» и «праведник — основа мира». Его [праведника, являющегося основой мира] можно сравнить с «эвен а-штия». Это — древняя скала, которая существует вечно в нашем физическом мире, не подвергаясь никаким изменениям. Он не может быть даже спрятан, подобно святому Ковчегу. То же относится и к судье и пророку нашего поколения. Судья и пророк [поколения] должен существовать вечно в каждом поколении, что является знаком постоянного присутствия Б-жественности в нашем мире и подтверждением того, что существование мира зависит всецело от Всевышнего».

(«Сефер а-Cихот» 5751 г., том 2, стр. 794)

В святую святых, где находится краеугольный камень мироздания («эвен а-штия» — скала на Храмовой горе, над которой располагалась Святая святых Иерусалимского Храма), который изначально не был захоронен, а находится всегда в открытом виде.

(«Итваадут» 5751 г., том 4, стр. 217)

Вывод: В поколении, когда Мошиах не пришел, был уход души из тела. Но это не так в нашем поколении!

10. Король Мошиах

Душа в теле, уже находящийся в этом мире

И да будет так, что перед наступлением этого хасидского собрания... придет и раскроется наш праведный Мошиах. Душа в теле, уже находящийся в этом мире, так как «я ожидаю его каждый день»; поэтому должно быть, что его сущность (душа в теле) находится также сейчас.

(«Итваадут» 5749 г., том 1, стр. 446)

Душа в теле в этом мире

Четкое постановление РАМБАМа: «Всякий, кто не верит в него (в Короля Мошиаха, «Короля из рода Давида», душа в теле в этом мире) или не ожидает его прихода, отвергает не только предсказания пророков, но слова самой Торы и Моше, учителя нашего».

(«Итваадут» 5746 г., том 1, стр. 155)

Именно душа в теле в этом мире

Ведь праведный Мошиах должен быть именно душа в теле в этом мире, «с земли», как сказано у РАМБАМа в законах «Королей, Короля Мошиаха и их войн»,.. также после того, как «он победит», победа праведного Мошиаха над всеми противниками... и самое главное, что это уже есть.

«Сихот Кодеш» 5752 г., том 1, стр. 318)

Каждый, кто поверит в него

В то время возвращаются евреи к другому знанию и оскорбляют Мошиаха и говорят: «Горе нам, что пошли за ним». Отвечает им Всевышний: «Сейчас вы увидите мой свет... и всякий, кто верил в него не будет стерт из книги жизни... Как сказано: «И спасется в то время народ твой».

(«Пиркей эйхалот» 35:6)

Сомнение — Амалек

Это и есть сущность Амалека (гиматрия «сафек» — «сомнение» ) который вызывает сомнения: кто сказал, что простой смысл так и так, кто сказал, что имеется в виду он, кто сказал, что имеется в виду его нынешнее положение? И так опускают его до преткновения...

(«Итваадут» 5742 г., том 2, стр. 811)

Вывод: Король Мошиах — это человек, душа в теле, находящийся в этом мире.

11. Новшество нашего поколения

«Новшество («хидуш») нашего поколения — девятого поколения, — относительно всех предшествующих поколений, включая предыдущее поколение (восьмое поколение): поскольку Геула не наступила тогда практически, раскрытие... внизу не было в полном совершенстве, как душа в здоровом теле (было отделение души от тела, и также душа в теле была в аспекте «речь в изгнании»…), и не так в нашем поколении — последнем поколении изгнания и первом поколение Освобождения... что не только нет недостатка не дай Б-г в великих светилах раскрытия Торы письменной и Торы устной, но наоборот, — в этом добавляется более полное совершенство... таким образом, что души в телах воспринимают внутренним образом... через то, что праведный Мошиах приходит немедленно».

(«Двар Малхут», гл. «Бо» 5752 г.)

Нужно, чтобы каждый — сущность человека и все его действия — стал «святым» по отношению к главе поколения с помощью того, что наполнены и проникнуты выполнением посланничества главы поколения, Моше-рабейну поколения, первый освободитель он же последний освободитель главное дело которого - привести к Дням Мошиаха на деле.

(«Двар Малхут», гл. «Ваэра» 5752 г.)

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter