Как и почему Мошиах будет объяснять нам «новую Тору»?

11.06.2014 13250 (7)
Источник: «Двар Малхут» Шавуот 5751
Как и почему Мошиах будет объяснять нам «новую Тору»?
Мы будем вкушать Дикого Быка и Левиафана

Несмотря на основное правило, согласно которому невозможны изменения в Торе, существует множество источников, в которых упоминается «новая Тора», которую мы начнем изучать в будущем, во времена Освобождения. В то время произойдёт обновление даже в законе. Но в основах законодательства не будет изменений — произойдет лишь подъем с одного уровня на другой в наших сегодняшних возможностях открывать новые аспекты в Торе. Всякое изменение и новшество будет содержать смысл, отражающий исправленное состояние, к которому придет мир в дни Мошиаха.

1. Вечная Тора — также в материальном понимании

Один из постулатов, который был установлен в отношении полученной нами Торы, согласно мнению РАМБАМа («Законы основ Торы» 9) таков: Тора и заповеди это «закон на все времена — нельзя ни изменить ее, ни убавить от нее, ни прибавить к ней». Понятно, что Тора является вечной не только в духовном, но и в буквальном смысле: не должно быть никаких изменений в практических указаниях Торы.

Более того, даже истинный пророк не имеет права внести изменение в Тору (это можно сделать только, как временное указание). РАМБАМ включает это правило в одну из тринадцати основ нашей веры.

Однако в отношении времени Освобождения и дней Мошиаха мы находим источники, упоминающие новшества, которые возникнут в это время, включая также и в области закона. Например в словах пророка Йешаяу (51:4): «Ибо Тора от Меня выйдет», которые объяснили наши мудрецы так: «Новая Тора от Меня выйдет, новшество в Торе от Меня выйдет» («Ваикра раба» 13:3).

2. Возможны ли в будущем новшества в Торе?

В чем же проявится «новшество в Торе»? Можно рассмотреть три основных направления:

1. Сказано в мидраше («Ялкут Шимони» Йешаяу, 429): «В грядущем времени Всевышний будет сидеть… и объяснять новую Тору, которую Он даст через Мошиаха». Король Мошиах по словам РАМБАМа («Законы о раскаянии» 9:2) «будет мудростью превосходить Шломо, а в пророчестве будет близок к уровню Моше»; он станет обучать тайнам Торы, скрытым до этого, которые будут называться «новая Тора».

2. В те времена нас ждет трапеза, на которой мы будем вкушать Дикого Быка и Левиафана. Но перед этим произойдет битва между этими огромными животными, как она описывается в мидраше («Ваикра раба» 13:3): Бык пронзит своим рогом шкуру Левиафана, а Левиафан в то же время зарежет Быка своим плавником. Мидраш задает вопрос: разве это будет кошерно? Ведь разрешается зарезать животное только очень острым ножом, а если на нем есть зубцы, как у пилы или плавника, то такое животное не кошерно (см. трактат «Хулин» 15б)! И там же дается ответ: «Новая Тора от Меня выйдет» — Всевышний даст нам понимание, каким образом эта специфическая шхита Быка является кошерной.

3. АРИЗАЛ объясняет слова Мишны: «Всякий спор во имя Небес в конце концов осуществится — речь идет о споре между Гилелем и Шамаем» («Мидраш Шмуэль» к трактату «Авот» 5:17) — таким образом: в обычном споре побеждает только одно мнение, а другое не может реализоваться на практике. Однако спор между Гилелем и Шамаем является исключением: «в конце концов осуществится» точка зрения каждой из сторон! И хотя в наше время закон выносится по мнению Гилеля, в будущем закон будет соответствовать мнению Шамая.

Эти слова вызывают удивление: как они соответствуют правилу, что Тора не будет изменена?

Кроме того возникает вопрос в отношении раскрытия тайн Торы с помощью Мошиаха. Ведь Тора «не на небесах» (трактат «Бава мециа» 59б). А пророчество нисходит с небес и потому пророк не имеет права вносить новое в Тору. Еще в большей степени это относится к новым законам, факт появления которых, казалось бы, противоречит правилу «нет в ней изменений».

Если смотреть на это более подробно, то три данных новшества только на первый взгляд противоречат трем запретам, которыми РАМБАМ определяет вечность Торы: «нельзя ее изменить, ни убавить от нее, ни прибавить к ней». Но — раскрытие тайн Торы с помощью Мошиаха это прибавление; разрешение есть зарезанного плавником Быка это убавление; а установление закона по мнению Шамая это изменение.

3. «Новшество» в Торе — расшифровка правил, которые были даны Моше на горе Синай

Чтобы понять возможность «новшества» в Торе в будущем, нужно рассмотреть термин «новшество в Торе», как он существует сегодня. В Талмуде (трактат «Мегила» 19б) сказано: «Все, что опытный ученик откроет в будущем, уже было дано Моше на горе Синай». На первый взгляд это высказывание содержит внутреннее противоречие: если все уже было дано Моше на горе Синай — то в чем заключается открытие ученика, а если это действительно открытие, то как это могло быть уже дано?

На самом деле, Моше-рабейну получил от Всевышнего не только 613 заповедей и общие законы, а также правила и принципы, с помощью которых можно проводить аналогии и постигать бесконечное число возможных вариантов. Талмуд полон практических вопросов, обсуждаемых мудрецами, которые в свою очередь давали ответы на эти вопросы делая «открытия» и находя законодательные решения на основании уже известных законов. Таким образом, опытный ученик «раскрывает» то, что сокрыто в положениях, полученных Моше на Синае.

[Классическим примером может послужить отношение еврейского законодательства к различным технологическим открытиям (см. «Итваадует» 5752 г., часть 1, стр. 101-2):

Моше получил указание «не совершай работы в субботний день» вместе с деталями 39-ти видов работ, которые включены в данный запрет. В Устной Торе приводятся обсуждения по поводу различных методов зажигания или тушения огня, разных способов приготовления пищи и т.д. Но является ли, например, включение, или выключение электроприбора запрещенным в субботу действием? Еврейские мудрецы исследовали данный вопрос на основании правил, полученных Моше на горе Синай. Они пришли к четкому выводу: запрещено — что действительно, является «новшеством», так как прямо об этом в Талмуде ничего не сказано. И в тоже время, этот вывод подпадает под категорию закона, который «Моше получил на горе Синай», ибо он основан на традиционных правилах вынесения законодательных решений и соответствует им].

Однако, уровень наших сегодняшних знаний позволяет открыть «новшества в Торе» только до определенной степени. В Торе есть такие глубинные пласты, которые для нас на сегодняшний день непостижимы; даже максимальные усилия не помогут нам позволить добраться до них. Способность выявления из такого сокрытия зависит от дара Свыше, который коренным образом изменит наше восприятие Торы. Нет между этими «новшествами» и сегодняшними открытиями в Торе никаких сущностных различий; и те, и другие включены в саму Тору, которая была дана Моше на горе Синай.

[В каббале и хасидизме рассматриваются два уровня, называющиеся: «сокрытие, которое есть в реальности» и «сокрытие, которое отсутствует в реальности». Наглядной иллюстрацией этому являются два вида «скрытого» огня. Есть тление находящееся в углях, которое можно увидеть приложив небольшое усилие - подув на них. Огонь при этом вполне реален, хотя его и не видно поначалу. Второй вид скрытого огня можно добыть ударив одним кремнем о другой. В данном случае искра находилась в них только в потенциале, и потому раскрытие такого огня требует больших усилий].

В этом заключается смысл выражения «новая Тора от Меня выйдет». Всевышний раскроет очень глубокие пласты Торы и увеличит наши возможности в ее понимании (написано у РАМБАМа: «в то время все евреи станут большими мудрецами») — и тогда мы достигнем «нового» по сравнению с сегодняшним, уровня проникновения в Тору.

4. Часть изменений потребует голосование Санедрина

Итак, процесс раскрытия «новой Торы» в будущем пройдет в рамках правил, которые и сегодня позволяют открывать новшества в Торе. Это относится и к всем трем упомянутым ранее новшествам.

Тайны Торы, которые раскроются Королю Мошиаху:

Действительно, поначалу они будут восприниматься с помощью Божественного раскрытия и пророчества — но впоследствии они пройдут уровень изучения, обсуждения и постижения разумом, и, в то же время, это будет соответствовать всем традиционным правилам. Таким образом Мошиах передаст эти знания всему еврейскому народу.

Шхита Дикого Быка плавником Левиафана:

Благодаря возможности глубокого изучения, в те дни станет понятно, что запрет использования ножа со щербинками (плавника) при кошерном умерщвлении животных изначально не был установлен в отношении данной шхиты Быка с помощью плавника Левиафана. Чтобы понять каким образом такая шхита соответствует всем аспектам закона, нам будут необходимы объяснения самого Короля Мошиаха.

Установление закона согласно мнению Шамая:

Наши мудрецы свидетельствуют (трактат «Йевамот» 14а), что ученики школы Шамая были способными к более глубокому постижению истины, чем ученики школы Гилеля. В будущем же, такой уровень учебы станет нормой для всех евреев и поэтому законодательство изменится в соответствии с мнением школы Шамая. И тогда Великий Суд, которой будет включать большее количество судей, чем это было когда-либо, и они будут самыми мудрыми во всех поколениях — глава этого суда — Мошиах — сможет раскрыть им самые глубинные уровни Торы.

5. Дополнительное новшество: города-убежища для предотвращения убийств

До сих пор мы объясняли данную тему с точки зрения закона. Более глубокое понимание раскрывает новшество и совершенство, к которому придет мир в дни Геулы.

Эта идея связана еще с одним событием, которое произойдет в дни Мошиаха, о чем сообщается заранее. Тора дала нам указание (глава «Шофтим» 19:8-9) построить в Земле Израиля шесть городов-убежищ, в которые смогут бежать люди, совершившие непреднамеренное убийство. Когда Всевышний расширит наши пределы, предстоит евреям будет добавить дополнительно еще три города-убежища. РАМБАМ пишет («Законы о королях» 11:2), что это исполнится только в дни Мошиаха, когда к Земле Израиля добавится территория за Иорданом.

Это новшество вызывает удивление: ведь в дни Мошиаха не будет войн и убийств. Казалось бы, в это время вообще не будет необходимости в городах-убежищах, однако нам дают указание добавить еще три!

В действительности, у городов-убежищ в будущем появится совершенно другая функция.

В Талмуде (трактат «Макот» 10а) сказано, что слова Торы охраняют. Города-убежища с помощью Торы защищают находящихся в них людей от злого начала и, тем самым, прибавляют им жизнь и предотвращают смертельный исход.

Города-убежища действуют с помощью силы, которая проистекает из открытой части Торы. Поэтому они способны решить проблему только после убийства (совершенного действия) — предотвратить дальнейшее кровопролитие со стороны мстителя. Но в будущем города-убежища станут центром духовного блага — исходящего из внутренней части Торы, которая раскроется в то время. И это предотвратит саму возможность зла — совершение убийства.

6. В будущем произойдет более широкая возможность очищения мира

Как добавление новых городов-убежищ соответствует изменению и подъему ситуации в мире (полное предотвращение зла, а не только противоборство с ним) — также и другие новшества в Торе в будущем станут свидетельством исправленного состояния мира и человека.

Каббала описывает работу евреев в мире термином «очищение или выявление искр святости». Мир состоит из внутреннего слоя — «божественной искры», находящейся во всем существующем, а также внешнего слоя — покрывающей эту искру оболочки. Наша работа заключается в выявлении искр святости из этого покрытия, насколько это возможно. Когда же эта работа совершается, то завершается тройной процесс поднятия — искры, человека и используемого предмета.

Но не всякую вещь можно очистить. Иногда, внешнее покрытие создает помехи и препятствует добраться до искры. Это значит, что данная оболочка состоит из отрицательных элементов, взаимодействие с которыми может только повредить человеку. Вопрос состоит в том, когда и как человек способен извлекать искры святости, а когда оболочка препятствует ему — это и есть спор между школами Шамая (который чаще всего устрожает) и Гилеля (который обычно облегчает).

Ученики школы Гилеля видят препятствие только в открытом зле, стремлении к отрицательным вещам, проявляющимся на практике. Когда есть предмет, который не включает в себе открытого зла, предпочтительнее чтобы человек заниматься им и выявлял дополнительные искры святости. В их облегчении есть как бы согласование со скрытым силами зла, которые человек не в состоянии уничтожить. А ученики школы Шамая полагают, что следует мериться силами также и со скрытым злом — истреблять корни зла, скрывающиеся в глубине души и мира.

Сегодня закон установлен согласно мнению школы Гилеля, так как мы не в состоянии противостоять скрытому злу и поэтому не обязаны делать это. Но когда мир возвысится в будущем, станет понятным, что мы можем исполнить закон согласно мнению школы Шамая — искоренить потенциальное скрытое зло и достигнуть более высокого уровня духовного очищения.

7. Вместо того, чтобы бороться со злом — можно предотвратить его изначально

Установление закона согласно мнению школы Шамая связано с одним аспектом «выборки искр» — возможности дополнительного очищения материальной оболочки. А шхита дикого быка относится к другому аспекту — подъему той искры, которую мы очистили:

Процесс шхита это не только техническое действие, позволяющее нам употребить животное в пищу. Внутренний смысл этого действия — поднятие животного на более высокий уровень. Шхита превращает животное в пищу еврею, который получает от него силу для соблюдения заповедей или использует для жертвоприношения. В этом заключения процесс поднятия искры.

Острое лезвие ножа символизирует ограниченную возможность такого подъема: невозможно в один прием совершать подъем, состоящий из нескольких этапов. Это позволяет совершить нож с зубцами. Когда шхиту совершает еврей в наше время, он должен знать, что в состоянии поднять животное на одну ступень. Но когда в будущем Всевышний держит плавник Левиафана и с его помощью совершает шхиту быку, то понятно, что подобная шхита совершенно не ограничена и с ее помощью осуществляется поднятие на несколько ступеней.

Можно дополнить, что посредством шхиты происходит очищение и подъем животного, так что оно становится кошерным и годным для еды человека, чтобы стать его плотью и кровью. Этим подчеркивается общая идея очищения и подъема аспектов этого мира к святости, и вплоть до полного совершенства — зарезания «йецер а-ра» (злого начала) и поскольку действие очищения производится самим Всевышним, то в этом невозможны ограничения, и поэтому такая шхита кошерна любым способом.

8. «Запрет» — возможность освободится от практического выражения

На более глубоком уровне — установление закона по мнению школы Шамая и разрешение шхиты дикого быка это две различные стороны Божественного раскрытия, которое произойдет в дни Мошиаха.

Мы видим, что установленное закона согласно мнению школы Шамая повлечет за собой то, что многие разрешенные сегодня вещи станет запрещены. Но в отношении шхиты дикого быка все наоборот — сегодня это запрещено, а в будущем станет разрешено.

Согласно каббале, заповеди и запреты символизируют два канала связи между евреями и Всевышним. Заповеди отражают позитивную сторону — знание признания — духовные уровни, которые могут реализоваться с помощью активного действия. Запреты же отражают более глубокую сторону — знание отрицания — такой высокий духовный уровень, которого можно достигнуть только с помощью отторжения и запрета.

Спор между школами Гилеля и Шамая, состоящий в том, нужно ли разрешить или запретить человеку разные вещи, как раз вертится вокруг этой оси: что предпочтительней — обратить внимание на раскрытие духовности с помощью широкого контакта с объектами в нашей повседневной жизни, несмотря на то, что лишняя тяжесть компоненты действия обязательно ограничивает достижение духовный вершины. Или наоборот — возможность подняться на высокий духовный уровень, даже если для этого требуется компромисс в различных материальных сферах.

Наш уровень сегодня позволяет нам использовать подход школы Гилеля: использовать максимальным образом духовный пласт, скрытый (или способный проявиться) в материальном мире. В будущем же мы сможем вести себя согласно подходу школу Шамая — достигая высочайших духовных уровней, когда запрет по сути акцентирует освобождение от различных физических действий.

9. Раскрытие тайн Торы и постижение их человеческим разумом

Разрешение использовать шхиту быка с помощью плавников символизирует те духовные уровни, которые мы «упустили» в поведении согласно школе Шамая. Тайны «новой Торы», таким образом, войдут в наши плоть и кровь. Как пишет об этом РАМБАМ, что в будущем евреи постигнут знание Всевышнего согласно своим силам. На это также есть намек в заключительных словах РАМБАМа: «Как сказано: „Ибо наполнится земля знанием Творца, как море покрыто водою“».

Завершим словами Ребе Короля Мошиаха: «И единственная вещь, которой нам не хватает, заключается в том, что еврей, открыв свои глаза, должен увидеть, что все уже готово для Освобождения! Что уже есть накрытый стол, что есть уже Левиафан и Бык, и евреи уже сидят вокруг стола… Всевышнего».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Эра Мошиаха » Освобождение (другие статьи):