Вечная жизнь по мнению РАМБАНа и РАМБАМа (гл. 12)

Свободный перевод: Шолем Лугов Источник: книга «Идея Мошиаха» гл. 12
04.03.2018 | 797 | (0)
Вечная жизнь по мнению РАМБАНа и РАМБАМа (гл. 12)
Вечная жизнь по мнению РАМБАНа и РАМБАМа (гл. 12)

Сейчас мы постараемся объяснить идею, которую Ребе неоднократно повторяет в своих выступлениях (см. «Идея учения хасидизма», «Ликутей Сихот» том 33, стр. 127) и подчеркивает ее важность — Мошиах, как и каждый еврей, удостоится вечной жизни в буквальном смысле, душа в теле.

Мы уже упоминали о вечности еврейского народа, которая обусловлена неразрывной связью со Всевышним, как говорит об этом пророк (Малахи 3:6): «Ибо Я, Г-сподь, не изменился, и (поэтому) вы, сыновья Яакова, не исчезли». И пишет РАМБАМ («Послание в Йемен», п. 10): «Как невозможно представить себе, что исчезнет существование Всевышнего, также невозможно, что мы исчезнем с лица земли». Это относится к каждому еврею в частности, когда сущность его души неразрывно связана Сущностью Всевышнего, что может обеспечить его вечной жизнью без перерыва.

Хотя это не совсем согласуется со словами РАМБАМа (в комментарии к Мишне и послании о пробуждении мертвых), который пишет, что также и в будущем не прекратится смерть, мы берём за основу слова РАМБАНа.

Вечная жизнь по словам РАМБАНа

РАМБАН описывает состояние мира перед грехом Адама без зла и смерти. В Дни Мошиаха, по его мнению, мир вернётся к этому состоянию. В соответствии с этим он пишет в комментарии на гл. «Берейшит»: «По мнению учёных, человек в начале своего творения был предрасположен к смерти... Но по мнению наших учителей, если бы не грех, он бы никогда не умер, так как ему была дана высшая душа для вечной жизни. И Всевышний пожелал, что во время своего творения человек будет связан с ней навеки».

Согласно законам природы, в которой есть круговорот веществ, смерть человека неизбежна, так как он состоит из четырех элементов, которые в конце концов распадаются (как пишет РАМБАМ в «Фундаментальных законах Торы», гл. 4). И это мнение ученых. Но по мнению наших учителей, человек достоин жить вечно по двум причинам:

1) Вышеупомянутый закон природы относится только к материальным творениям, которые состоят из четырех элементов, включая материальное тело. Но он не относится к высшим духовным творениям, включая душу человека, которая существует навеки, как пишет там РАМБАМ: «Сущность этой души не состоит из четырех элементов и не должна на них распасться; и она не связана с жизненной силой таким образом, чтобы быть необходимой ей, как эта сила необходима телу; но она дана Всевышним с небес. Поэтому, когда распадется тело и исчезнет жизненная сила, которая не существует без тела и в которой тело нуждается для любого действия, — не пропадет душа человека, так как она не нуждается в жизненной силе... и существует вечно». И так как душа оживляет тело, она может дать ему вечную жизнь без перерыва и постоянно обновлять ее.

2) Хотя со стороны законов природы любой материальный предмет в конце концов исчезает, но бесконечная сила Всевышнего может «устроить» так, что телу никогда не будет нанесен ущерб и оно будет существовать вечно.

В своей книге «Учение человека» РАМБАН описывает возвращающихся к жизни людей и доказывает это с помощью многочисленных высказываний наших мудрецов. Он также объясняет это с точки зрения здравого смысла:

«Все сотворенное по желанию Всевышнего существует временно или вечно. И как философы верили в то, что общие формы в мире имеют вечное существование, так и мы можем верить в существование человека по высшему желанию. Ведь как есть общее желание для всего, так есть и частное желание для индивидуального. И хотя в мире видно устранение частного и существование общего, мы верим в то, что это произошло у обладателей душ из-за первородного греха и последующего за ним наказания. Но вечное желание исполяет свое желание навеки».

На основании этого можно сказать, что как мы верим в вечное и надприродное существование еврейского народа и королевской власти Давида из-за желания Всевышнего и Его выбора, так мы можем верить в вечное и надприродное существование каждого еврея в частности.

Вот, что пишет РАМБАН о времени перед пробуждением мертвых:

«Адам жил 970 лет. Объясняется, что он умер из-за своего греха. В противном случае он бы жил гораздо дольше или вечно. Евреи и неевреи, все согласны, что грех и наказание Адама будет отменены в Эру Мошиаха... Тогда сам Мошиах будет жить тысячу лет или вечно».

И там он связывает это со сказанным (Псалмы 21:5): «Жизни просил он у Тебя — Ты дал ему долголетие навеки», где по словам наших мудрецов речь идёт о Мошиахе. И РАМБАН объясняет это в простом смысле, что Мошиах будет жить вечно.

Но РАМБАМ не согласен с этим и пишет, что в Эру Мошиаха останется смерть. Видимо, этот спор связан с другим разногласием между ними о грядущем мире. По мнению РАМБАМа грядущий мир это мир душ без тел, когда душа сможет достигнуть истинного познания Всевышнего и насладиться этим. Поэтому нет смысла в вечной жизни в материальном мире, где тело ограничивает постижения и наслаждения души. Но по мнению РАМБАНа, грядущий мир — это наш материальный мир после пробуждения мертвых, когда души находятся в телах. И именно это является целью и смыслом, как мы объясним позже (в 15 главе).

Хасидское объяснение вечной жизни

В любом случае, каббалисты и основатели хасидизма последовали по пути РАМБАНа и постановили, что в будущем наступит вечная жизнь в нашем материальном мире. РАМБАН объясняет идею вечной жизни двояко: телу даётся вечная жизнь с помощью души или силы Всевышнего.

Наподобие этого, Ребе приводит также две идеи на эту тему.

1) Первая идея находится в начале эссе «Сущность учения хасидизма»:

«Сущность животворности неограниченна, и ее неограниченность выражается в явлении вечности, так как она не поддается временным изменениям в силу самой неизменяемости сущности. С этим связано также явление бессмертия, которое будет иметь место с приходом Мошиаха. Сейчас мир оживляет только та ступень животворности, которая в нем распространяется. Поэтому существует смерть, так как протяжимое изменяемо — вплоть до прекращения и гибели. С приходом Мошиаха оживляющим фактором станет сущность животворности».

Можно объяснить это своими словами так:

Как было сказано, душа существует вечно и у нее есть бесконечная сила, которая способна оживить тело. Как мы видим, что если человек находится в опасности, он раскрывает в себе такие физические и духовные силы, наличие которых невозможно было представить до этого. Ведь в такой ситуации человек наполняется волей к жизни, а эта воля является отблеском сущности души, которая вливает в него новые силы из бесконечной сущности души. Также когда человек болен, чем больше у него будет желание выздороветь жить, тем быстрее это произойдет.

Но все это относится только к особенным случаям, так как воля жизни не проявляется в человеке в полную силу и бесконечная сила души находится в нем в сокрытом состоянии. Поэтому облекающиеся в тело душевные силы ограничены. В конце концов они уменьшаются и исчезают, а тело умирает. Но в будущем душа раскроется в теле полностью и воля к жизни начнет проявляться в нем в полную силу. Тогда наступит вечная жизнь без перерыва.

2) В другом месте («Ликутей Сихот» том 33, стр. 127) Ребе объяснил это на более глубоком уровне на основе сказаного («Дварим» 4:4): «А вы, держащиеся Г-спода, Б-га вашего, живы все вы сегодня». Это значит, что Всевышний является истинным источником жизни и тот, кто связан с Ним, жив по-настоящему. Внутренняя часть души человека связана с Сущностью Всевышнего, поэтому она существует вечно без перерыва. И когда еврей раскрывает в себе внутреннюю часть души, он удостаивается вечной жизни.

Когда евреи стояли на горе Синай, то прекратилась их духовная нечистота, вызванная грехом Адама. В это время евреи освободились от ангела смерти и у них появилась вечная жизнь. И только после греха золотого тельца эта начистота вернулась и ангел смерти снова получил власть над евреями.

Во время Дарования Торы евреи стали народом Всевышнего и тогда произошло избрание евреев Всевышним и избрание Всевышнего евреями. И Ребе объясняет («Ликутей Сихот» том 11 в начале), что под этим выбором имеется в виду сущностное желание и связь, выше разума. Поэтому после Дарования Торы каждый еврей получил возможность жить вечно.

Но так как это произошло только со стороны Всевышнего, в мире есть смерть. Но в будущем, когда раскроется внутренняя сущность евреев, общая душа Мошиаха и общая душа каждого еврея, то для каждого еврея наступит вечная жизнь.

Так как Ребе определяет сущность души как основную идею Мошиаха, то отсюда понятно, что вечная жизнь Короля Мошиаха является неразрывной частью его сущности. Кроме этого, по словам Ребе истинное совершенство в исполнении заповедей в будущем связано с наступлением вечной жизни в это время.

Вечная жизнь по мнению РАМБАМа

Сейчас мы постараемся понять, как РАМБАМ объясняет высказывания наших мудрецов о вечной жизни.

В своем труде «Наставник колеблющихся» (часть 2, гл. 27) РАМБАМ согласен с утверждением РАМБАНа, что по желанию Всевышнего тела могут жить вечно. Он также согласен с тем, что грех Адама исчезнет в будущем.

Можно сказать, что по мнению РАМБАМа есть два вида смерти (см. «Ликутей Сихот» том 24, стр. 134, прим. 28):

1) Есть естественная смерть, когда исчезнет сила тела и оно возвращается в прах. Перед грехом Адама не было такой смерти, а только после него сказано («Берейшит» 3:19): «Ибо прах ты и к праху возвратишься». Также было после Дарования Торы, когда евреи находились на уровне как до греха — в это время сила тела перестала исчезать.

2) Смерть в будущем по мнению РАМБАМа будет позитивной. Это соответствует его объяснению понятия «смерть поцелуем», которой удостоились Моше, Аарон и Мирьям («Наставник колеблющихся» часть 3, гл. 51): «Когда у человека ослабеет сила тела и уменьшится огонь вождения, тогда укрепится его разум и увеличится свет, станет утонченным его постижение и он будет радоваться тому, что имеет. Когда же человек в своем совершенстве приблизится к своему концу, в нем произойдет увеличение постижения, усиление радости вплоть до отделения души от тела во время этого наслаждения. И на это намекают наши мудрецы, говоря о кончине Моше, Аарона и Мирьям, которые скончались от поцелуя... И этого вида кончины, который удаляется от смерти по пути жизни, не удостоились мудрецы, а только только Моше, Аарон и Мирьям».

И можно сказать, что по мнению РАМБАМа в будущем «все сыны Израиля будут великими мудрецами, и будут знать тайные и глубокие вещи; и постигнут замыслы их Творца в той мере, в какой только человеческий разум может это постичь». И тогда все евреи смогут достигнуть самых высших уровней, вплоть до смерти через поцелуй.

На основании этого становится понятным объяснение Ребе («Ликутей Сихот» том 33, стр. 127) о красной телице, истинная цель которой заключается не только в том, чтобы очистить от духовной нечистоты смерти, но и в уничтожении смерти, как это произойдет в будущем. Это также помогает понять слова РАМБАМа о десятой телице, которую принесет Мошиах, так как Мошиах совершит полное искупление за грехи и уничтожит смерть. На первый взгляд это непонятно, ведь РАМБАМ не считает, что в Эру Мошиаха настанет вечная жизнь. Но в соответствии с приведенным выше объяснением становится понятным, что по мнению РАМБАМа наказание за грех Адама это смерть в отрицательном понимании и это действительно будет отменено с помощью десятой красной телицы.

Ограничение в тысячу лет

На слова Торы («Берейшит» 2:17): «Ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь» есть объяснение в мидраше, что речь идёт о дне по счету Всевышнего — 1000 лет. То есть после греха человеческая жизнь ограничилась этим пределом.

Сказали наши мудрецы, что Адам действительно должен был жить 1000 лет, но он отдал 70 лет своей жизни Давиду. И в последующих поколениях, когда люди жили очень долго, никто из них не перешёл эту границу в тысячу лет. Интересно, что в «Законах о назореях» (3:11) РАМБАМ пишет о человеке, который дает обет на тысячу лет, так как это максимально возможный возраст. Во время Эры Мошиаха по мнению РАМБАМа люди смогут жить дольше тысячи лет.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Эра Мошиаха » Вечная жизнь (другие статьи):