4. Говорилось выше о словах моего учителя, моего тестя, Ребе [которые он произнес] 13 Тамуза прошлого года в отношении долгой жизни, жизни истинной, без перерыва, поскольку идеи Святости — они бесконечны. Что причиной тому, что он говорил об этом 13 Тамуза 5709 года (а не в 5708 или в 5707 году) было то, что это был последний праздник Освобождения перед 10 Швата 5710 года, когда была необходимость осветить [«баворенен»] идею вечной жизни.
И более детально:
Слово «жизнь» можно объяснить надуманно [ехолим лефареш «пшатлах»]: что имеются в виду Тора и заповеди, которые «жизнь наша [эм хаейну]», и также другие вещи, называемые жизнью, в соответствии с высказыванием благословенной памяти наших учителей: «десять [вещей?] называются жизнью». И потому [Ребе] добавляет: «долгая жизнь [хаим аруким]» — потому что все знают, что «долгая жизнь» (как [это словосочетание] говорят в молитве, в Слихот и т.п.) подразумевает жизнь по простому смыслу, в материальном.
И [Ребе] продолжает и добавляет: «истинная жизнь, без перерыва»:
Также в долгой жизни, и вплоть до жизни без перерыва, — возможен [вариант], что это случайно: то есть на деле — [действительно] не было перерыва, но могло быть также и наоборот. И поскольку в нашем случае речь идет о положении, когда материальным глазам видится, что произошел перерыв, и более того, в соответствии с «Шулхан Арухом» обязаны делать некоторые вещи и т.д., — поэтому [Ребе] уточняет: «жизнь истинная, жизнь без перерыва» — жизнь истинная и вечная, к которой не может относиться прерывание [„ло шаях эфсек“]».
И причина этому — как [Ребе] продолжает и завершает [свои слова]: в том что истинная жизнь — это Святость, а Святость — бесконечна.
— На самом деле, эта идея понятна из того, что написано в «Игерет а-Кодеш», что «жизнь праведника — не жизнь плотская, но жизнь духовная, которая — вера и страх и любовь». Ведь касательно духовной жизни, в целом, а в частности, веры страха и любви, — каждый понимает (также грубый разум), что [к ним] не может относиться идея смерти, и они не находятся в этих рамках вовсе. Но эта идея написана много лет назад, и ни один не размышляет об этом. Что не так касательно идеи, высказанной моим учителем, моим тестем, Ребе в последний период и вышедшей нынче в свет в печати.
5. И отсюда понятно, что также и сейчас должны выполнять посланничество моего учителя, моего тестя, Ребе, как прежде.
Есть те, кто полагает, что существует разница: Прежде — было необходимо выполнять посланничество, которое возложил на него Ребе, поскольку Ребе мог вызвать его на йехидут или написать ему письмо: как такое возможно, я отправил тебя в определенное посланничество и дал тебе силы, почему же ты не выполняешь посланничество?!.. Но теперь, — думает он себе, — он может поступать по своему желанию.
На это Ребе говорит, что жизнь — вечна. И само собой разумеется, остается в силе все, относящееся к посланничеству, [в том числе] и силы, данные им. И также сейчас [Ребе] продолжает требовать со всей силой («мит ди зелбе штрейнгкайт») выполнения посланничества, [в] которое он уже отправил, и продолжит отправлять!
— Есть удивляющиеся этим речам. Но, на самом деле, мы находим в Танахе: «И пришло к нему письмо от Элияу-пророка», — через несколько лет после того, как он поднялся в смерче на Небеса! И если так, что удивительного в том, что также сейчас Ребе продолжит отправлять [в посланничество]?!.. Каким образом сообщить, — есть у Ребе его пути, и нам не нужно беспокоиться, каким образом Ребе сообщит [нам свою волю], — мы можем положиться на него!..