СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 01:42

Праведники не умирают

Рабби Элазар не был похоронен, а его положили в его доме на чердаке, и он находился там около 20 лет. Он разговаривал со своей женой, к нему приходили люди решать тяжбы: они становились на пороге, и каждый говорил свои притязания, после чего доносился голос сверху и говорил кто прав, а кто виноват...

6674 (6) мин.

Известно, что праведников даже после смерти называют живыми (Талмуд, трактат «Бхорот» 18а в конце). Но есть праведники, у которых вообще не прерывается связь с нашим миром.

Так рав Ахаи накричал на людей, копавших рядом с его могилой. Когда рав Нахман пришел поговорить с ним, то увидел, что его тело не разложилось. (Хидушей Агадот МААРША, «Шабат» 152б).

Рабби Йеуда а-Наси после своей «смерти» приходил домой каждую Субботу («Ктубот» 103а). Его ученики говорили: «Кто скажет, что Ребе мертвый — будет заколот мечем» («Ктубот» 104а). Объяснил Бен-Иш-Хай, что из-за того, что сказали про Ребе что он жив, ему дана была сила приходить домой после смерти и делать кидуш.

В книге «Сефер Хасидим» сказано, что рабби Йеуда а-Наси в течение года приходил домой в Субботу вечером в праздничных одеждах (после своих «похорон») и делал кидуш для своих домашних. А ведь известно, что на умерших заповеди не распространяются, вплоть до того, что «Шулхан Арух» запрещает, например, на кладбище ходить с выпущенными наружу кистями цицит — чтобы не обидеть покойника, который эту заповедь не может исполнить. А рабби Йеуда мало того, что сам делал кидуш, но и выводил присутствующих евреев, ответивших «амен» (тем самым им защиталось, что они кидуш сделали сами).

Так объяснил это рабби Акива Эйгер: «Каждый субботний вечер он приходил домой в праздничных одеждах, делал кидуш и всем присутствующим защитывалась заповедь кидуш. И он был не как другие мертвые, которые свободны от заповедей, а как живые праведники». Когда служанка возвестила о его приходе, он перестал приходить, чтобы не смущать других мертвых праведников. РАШИ объясняет, что они не были настоящими праведниками, так как не получили разрешения прийти домой, как Ребе.

Рабби Элазар сын РАШБИ после «смерти» не был похоронен, а его положили в его доме на чердаке, и он находился там около 20 лет. Он разговаривал со своей женой, к нему приходили люди решать тяжбы: они становились на пороге, и каждый говорил свои притязания, после чего доносился голос сверху и говорил кто прав, а кто виноват («Баба Меция» 84б).

В книге «Эмек а-Мелех» сказано, что когда не хватало одного человека чтобы составить миньян — кворум из десяти взрослых евреев — праотец Авраам приходил и присоединялся к ним.

Но есть выдающиеся праведники, о которых сказано, что они не умерли.

В Талмуде («Таанит» 5б) сказано: «Праотец Яаков не умер — как потомство его живо, так и он жив». И спрашивают: «Разве просто так его похоронили? И отвечают: «Им казалось, что он умер». РАШИ объясняет: «Его похоронили, так как были уверены, что он мертв, но он был жив». МААРША пишет, что, по мнению РАШИ, Яаков не умер буквально — его душа не покинула тело. РИФ пишет, что силы души остались в его теле, и душа не оставила тело. Комментируя Тору (Вайехи) на слова «Ваигва Яаков» РАШИ пишет, что про него не сказано, что он умер, так как «Яков не умер». Альших пишит, что Яаков как бы потерял сознание; все же силы его души остались в теле. «Ор а-Хаим» спрашивает: как Йосеф мог поцеловать своего отца, ведь мертвый является источником нечистоты и объясняет, что Яаков не умер, а был как спящий.

Так объясняет Любавичский Ребе שליט"א Король Мошиах: «О том, что Яаков жив свидетельствуют нам его потомки — как его потомки живы, так и он сам жив. А если кто-то спрашивает, как же так может быть, ведь его набальзамировали и похоронили, то мы отвечаем, что так это по Торе».

Когда 12 сыновей несли ковчег с набальзамированным телом Яакова, чтобы похоронить в пещере Махпела, то навстречу к ним вышел Эсав со своими потомками, дабы не впустить тело Яакова в пещеру. Эсав утверждал, что так как он — первенец, то это он, а не Яаков должен быть похоронен в пещере (ведь им было известно, что там должны были быть похоронены только 4 пары). Тогда Нафтали, у которого были быстрые ноги, побежал за документом, подтверждавшим, что Эсав продал Яакову свое первородство. Тем временем, не позволяя задерживать похороны и тем позорить Яакова, Хур хорошенько стукнул Эсава, да так, что у того оторвалась голова и покатилась ко входу в пещеру. Тогда Яаков приподнялся и засмеялся (трактат «Сота» 13а,б; «Мидраш Раба» там же).

Все это подтверждает сказанное нашими мудрецами — «праведников после смерти называют живыми». Это, однако, относится ко всем праведникам, которых мало: «увидел Всевышний что праведные немногочисленны, — взял и поместил их в каждом поколении…» (трактат «Йома» 38б). Но есть один праведник в поколении, который является, говоря языком каббалы, «продолжением Моше-рабейну» про которого сказано в Талмуде («Сота» 13б) — «Моше не умер».

Моше-рабейну это пророк избранный Всевышним для того, чтобы вручить Тору евреям, а так же семь заповедей Бней Ноах которые евреи должны передать всем народам мира. И так как Моше был избран Б-гом, не может быть никакого изменения. Моше — истинно и его Тора истинна. Как Тора вечна, так и Моше вечен. Поэтому Моше-рабейну жив. Об этом сказано в Талмуде («Сота» 13б): «Моше не умер! В одном месте написано „и умер там“, а в другом — „и был там“. Как там стоит и служит, так и здесь стоит и служит».

Любавичский Ребе שליט"א объясняет это так — Моше жив не только духовно, но и физически — в своем преемнике. Сказано: «Моше — первый освободитель евреев и он же последний освободитель». Но мы знаем, что последний освободитель, Мошиах, из рода Давида, а Моше потомок Леви. Это следует понимать, что Мошиах является «продолжением» Моше. Другими словами, Моше — глава поколения — это одна «общая душа», которая воплощается в каждом поколении в новое тело. Мудрецы сказали, что «нет поколения, в котором не было бы человека подобного Моше».

Таким образом, кажущаяся «смерть» такого праведника не является смертью в обычном понимании этого слова, а называется на языке Каббалы «исталкут». Когда «Зоар» говорит, что Всевышний «исталек» из этого мира, мы ни в коем случае не думаем, что Он оставил наш мир. Это понятие означает духовное возвышение, но не уход из мира.

Все это верно в случае, когда у такого праведника есть преемник, как это было у Моше и до предыдущего поколения. Но сразу, после того как Ребе Король Мошиах принял на себя руководство Любавичским движением, он исключил возможность преемника, сказав что «наше поколение — последнее поколение галута и первое поколение Геулы — Освобождения». Зная также, что Ребе неоднократно говорил, что глава ХАБАДа является главой всего поколения и так же Мошиахом поколения, мы понимаем, что находимся сейчас, как и 10 и 20 лет назад, в седьмом поколении — поколении Ребе שליט"א Короля Мошиаха.

В 1951 г. Ребе сказал: «То, что сказано: „Моше не умер“, это правда. И с этой силой мы можем ходить по синагогам и рассказать об этом всем… Если эти слова примут — хорошо, если же нет, то как учитель, который не знает как ответить на вопрос ученика дает ему по щеке и говорит „подрастeшь — поймешь“, надо сказать „это правда, даже если ты не понимаешь“».

Опубликовано: 18.07.2004 Комментарии: 6 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter