СБП. Дни Мошиаха! 15 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-23 12:59

Ребе — единственный в поколении!

Из слов Рамбама понятно, что в каждом поколении есть один, а не два предводителя поколения. И предназначение этого единственного Предводителя поколения — это распространять Тору и заповеди среди всех...

Перевод вступления: Рина Ширф 24.10.2007 8238 мин.

Рассказывает раввин Шнеур-Залман Либеров, посланник Любавичского Рэбэ ШЛИТА, Короля Машиаха, в г. Флэтбуш, штат Нью-Йорк:

В канун 10 Швата этого года я встретил одного из своих знакомых — Давида Лева, бизнесмена. Он живет в г. Флэтбуш, но часто совершает деловые поездки в страны СНГ.

С нескрываемым воодушевлением он рассказал мне о своей встрече с раввином и хасидом, рав Залманом Абельским, посланником Любавичского Рэбэ, Короля Машиаха ШЛИТА, главным раввином Молдовы, личностью которого он был восхищен и покорен.

На этой встрече говорили о Рэбэ. Р. Абельский познакомил моего друга со своей перепиской на эту тему и попросил помочь в распространении ее содержания.

Прочитав письма, Давид был очень впечатлен и попросил меня их опубликовать.

Я принял его предложение...

На следующий день, 10 Швата, я собирался прочитать известное письмо Рэбэ, приуроченное 10 Швата 5711 г. Обычно в это время это письмо можно найти в любом хабадском издательстве, но именно в тот день я никак не мог найти его и обратился к первоисточнику — «Игрот Кодэш» (собрание писем Любавичского Рэбэ).

Найдя письмо и прочитав его, я продолжал читать дальше, как тут мой взгляд остановился на письме, напечатанном выше. В нем Рэбэ дает указания организации «Агудат Хабад» в Израиле помочь раввину и хасиду р. Залману Тувия… Абельскому!

«С Б-жьей помощью,
3 Швата 5711 (1951) г.
Бруклин.

Управлению «Агудат Хасидэй Хабад» в Святой Земле, да будет она благословенна!

Мир и благословение!

Известно, насколько уважал и поощрял лидер нашего поколения, мой тесть и учитель (Шестой Любавичский Рэбэ), самоотверженную работу раввина и хасида, р. Залмана Тувия Абельского, ведущего столь активную деятельность, находясь в опасном и осажденном месте.

Наверняка будет излишним напоминание о том, что следует оказывать ему всяческое содействие вообще и в обустройстве в частности.

Тем не менее, словами наших мудрецов, благословенна их память: «Помогают тем, кто не мешкает», я хотел бы напомнить Вам об этом и выразить уверенность в том, что Вы найдете подходящий способ содействовать ему, не уменьшая при этом помощь другим.

С благодарностью и благословением…»

Я увидел, что в этом письме Рэбэ обращается прямо ко мне и просит выполнить просьбу рава Абельского о публикации писем на тему «Рэбэ», вот они:

Письмо 1

18 Хэшвана 5744 (1983) г.

Многоуважаемому г-ну Залману Абельскому

Солдат Б.А. рассказал мне о Вас. Оказалось, что у нас много общего, чему я очень рад. Мы часто читаем Беседы Любавичского Рэбэ на тему недельной главы Торы, нас интересует и та огромная и полезная работа, которую проводит Рэбэ.

Я даже считаю себя почти «хабадником». Но есть несколько вещей, которые я не в состоянии «переварить». Может, Вы сможете мне их объяснить?

Я часто слышу: «Только Рэбэ, кроме него нет никого». Но ведь еврейский народ не сирота — ведь есть и другие великие и праведные люди. Неужели они все — «никто»?

Я слышал много рассказов про Любавичского Рэбэ, про чудеса, которые он совершает. Но ведь и другие праведники совершают чудеса. У них есть ученики и хасиды, которые все в один голос твердят, что их Рэбэ — Великий во Израиле.

Это меня крайне возмущает. Как можно утверждать, основываясь лишь на собственном, субъективном, мнении, что тот или иной человек — «величайший в нашем поколении», и принижать всех остальных?

Удовлетворительного объяснения этому я пока не нашел ни в том, что читал, ни в том, что слышал. Я много читал про Любавичского Рэбэ. Про Рэбэ пишут многие уважаемые и великие люди. Одни восторгаются глубиной его взгляда, другие восхищаются его удивительной мудростью и обширными знаниями, третьи поражены чудесами Рэбэ.

Все это, несомненно, поражает воображение. Радует и то, что у еврейского народа есть такой великий и талантливый человек, несмотря на то, что это — субъективное мнение тех, кто пишет о Рэбэ.

Однако, разве мы не обязаны задать вопрос: Что говорит по этому поводу Тора? Ведь Тора дает объективное, универсальное, неоспоримое мнение.

Буду Вам благодарен, если Вы уделите немного Вашего драгоценного времени, чтобы прояснить мои сомнения.

С благословением вечной Торы,

Ами Исраэль

Письмо 2 (ответ рава Залмана Абельского)

23 Хэшвана 5744 (1983) г.
Ув. Ами Исраэль,
Здравствуйте!

Ваше письмо прибыло вовремя. Я много думал о том, как разъяснить Ваши сомнения. Такие вопросы гораздо лучше обсуждать при личной встрече, в беседе. Но пока нам не представилась такая возможность, и не подобает жаловаться на Провидение.

Поэтому постараюсь сначала ответить на Ваши вопросы в письме. И пусть Всевышний откроет глаза нам обоим.

С пожеланиями всего наилучшего, Залман Абельский.

Рэбэ

Понятие «Рэбэ» (здесь мы говорим не о духовном наставнике некоторой группы, главе колена и тому подобное, равно как не об учителе маленьких детей, которого тоже называют «рэбэ») объяснено в нашей святой Торе во многих местах: в письменной и устной Торе, в открытом и скрытом учении. Поэтому странно, как это люди устанавливают, кто является Праведником и Величайшим во Израиле, основываясь лишь на собственных впечатлениях, не пытаясь выяснить мнение Торы.

В Торе есть много мест, где описывается величие Праведника мира сего и его роль, которые широко обсуждаются и объясняются в Гмаре, Мидрашах — открытом учении, и освещаются в тайном учении вообще и в хасидизме в частности.

Праведника мира сего называют:

«Единственный в поколении» (Рамбам, предисловие к комментариям к Мишне, в конце отрывка, начинающегося словами «Знай, что Кадмоним и т. д.»);

«Глава поколения»/«Князь поколения» (Бэмидбар 21:21, комментарий Раши);

«Предводитель поколения» (Дварим 31:7, комментарий Раши, основанный на Гмаре, трактат «Санэдрин 8:1»); и т.д.

Оптимальное объяснение в открытом учении я нашел у Рамбама, в его «Предисловии к комментариям к Мишне», с которым стоит подробно ознакомиться, я же вкратце передам суть этого отрывка.

Рамбам основывает свои объяснения на изречении наших мудрецов, благословенна их память: «У Всевышнего в этом мире есть только четыре локтя Алахи (закона)», которое вызывает у него вопрос: «Неужели четыре локтя закона — это то качество, которое требуется от нас, а остальную мудрость и науки следует отбросить? А во времена Шэйма и Эйвэра (до дарования Торы)… можем ли мы сказать, что у Всевышнего не было удела в этом мире?»

В пояснение этому Рамбам пишет, что у каждого творения есть цель, ради которой оно создано, а все творения созданы для человека.

Человек же создан для того, чтобы «представлять себе единство Всевышнего и все, что связано с Его единством».

После того, как Рамбам приходит к такому выводу, он продолжает: «И остается здесь один вопрос: Вы уже сказали, что Б-жественная мудрость не создала ничего напрасно, что все создания, и самое значительное из них — человек (созданы с определенной целью). А цель существования человека — заниматься размышлениями о Его величии. И если так, зачем же Всевышний создал людей, которые не способны к подобным размышлениям? А мы видим, что большинство людей лишены мудрости и знаний и бегут за своими страстями, а человек, которому противен этот мир — лишь Единственный среди многих, есть только один такой человек в каждом поколении».

Понятно то, что создан «Единственный в поколении» и он и еще немногие, выполняют свою миссию, но с другой стороны, нет никакого обоснования тому, что созданы остальные люди; и Рамбам объясняет, что все люди созданы по двум причинам.

«Первая причина: Все люди созданы для обслуживания Великого во Израиле, для обеспечивания его всем необходимым (жильем, одеждой, пищей), и тогда будет населяться Земля и станет доступна мудрость», распространяемая Праведником мира сего, в чем и состоит его предназначение.

Наши мудрецы, благословенна их память, разбирая этот вопрос в трактате Брахот (58:1), сказали, «Бэн Зома стоял на храмовой горе, смотрел, как евреи приходят на праздник и говорил — «Благословен Тот, Кто создал всех этих, чтобы они мне служили», потому что он, благословенна его память, был Единственным в своем поколении».

«И вторая причина создания тех, кому не присуща мудрость: составить кампанию мудрецам, чтобы им не было скучно». Как сказали наши мудрецы, благословенна их память, (Брахот глава 1 стр. 6): «Что значит «И это — весь человек»? Весь мир создан исключительно для того, чтобы ему, единственному, не было скучно».

И Рамбам делает следующий вывод: «Цель создания всего, что есть в этом тщетном мире, - это совершенный человек, обладающий мудростью и творящий добрые дела, как сказано выше. И когда задумаешься над этим, поймешь, что у Всевышнего в этом мире есть только четыре локтя Алахи (закона)».

Из приведенных выше слов Рамбама понятно, что в каждом поколении есть один, а не два предводителя поколения. И предназначение этого единственного Предводителя поколения (что также является и признаками, позволяющими нам узнать, кто им собственно является) — это распространять Тору и заповеди во всем поколении.

Много хороших евреев занимаются распространением Торы. Всех их величайших усилий хватает на то, чтобы распространять Тору в синагоге, в которой они молятся, в йешиве, в которой они работают, в своем городе, районе, стране — но не по всему миру.

Влиять на весь мир может только Руководитель поколения.

После изучения приведенного выше отрывка становится совершенно ясно: Рамбам устанавливает, что Любавичский Рэбэ и есть Лидер нашего поколения, «Единственный» в нашем поколении, и что ради него созданы все творения, чтобы служить ему и создавать ему кампанию, как сказано выше от имени Рамбама.

И да будет угодно Всевышнему, чтобы мы все удостоились чести выполнить свое предназначение, ради которого мы находимся на этой земле.

С пожеланиями всего наилучшего,
Залман Абельский,
Кирьят Гат.

Письмо 3

Рош Ходэш Кислэв 5744 (1983) г.

Многоуважаемому г-ну Залману Абельскому

С большим интересом я прочитал Ваше письмо — ответ на мой вопрос, который не давал мне покоя. Я знаю многих хороших евреев, у которых в сердцах и душах роятся такие вопросы и мешают им. По-моему, стоит распространить Ваше письмо без изменений, и это принесет большую пользу — свеча одному — свеча многим.

С благословением вечной Торы,
Ами Исраэль

Комментарии: 8 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter