Игрот Кодеш. Том 4, стр. 229

...во многих видах света5. В общем, существует два6 режима света: «черный свет» и «белый свет», которые представляют соответственно [две фазы в богослужении человека] — возвышение [его души] и [соответствие] спускание [духовного света].

Наконец, свет лампы очень эффективен, когда кто-то ищет среди трещин, прощупывая самые глубины сердца7.

Метафорические послания вышеупомянутых характеристик ясны и самоочевидны, но самое важное — это их практическое применение. Когда кто-то применяет их к своей жизни в соответствии с указаниями Ребе [РАЯЦа], его [внутренняя] лампа освещает особую часть материальности мира, которую он обязан очищать и возвышать, и, в частности, она зажигает его собственную животную душу и божественную душу. Это освещение является конечной целью, ради которой душа сошла в этот мир, и конечная цель эпохи Мошиаха и пробуждения мертвых зависит от этого8. Пусть это наступит быстро, в наши дни.

Менахем Шнеерсон

25 Адара, 5711 года, Бруклин, Нью-Йорк.

№960

С Б-жьей помощью, 25 Адара II, 5711 года Бруклин.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек...

Мир и благословение!

Я прилагаю брошюру, изданную ко 2 Нисана, дня кончины Ребе РАШАБа. Вы, несомненно, сделаете ее доступной для большего числа людей, которые будут изучать ее, особенно во время субботы в новомесячье Нисана и на следующий день, в день кончины. Действительно, обсуждение в ней развивает следующее объяснение.

5) «Брахот» 52б; «Тикуней Зоар» п. 7 (50а); «Зоар» I 41б и II 216а, а также в других местах.
6) «Зоар» I 51а; «Тора Ор» там более подробно.
7) «Шулхан Арух» Алтер Ребе 433:1; «Псахим» 8а.
8) См. «Тания» гл. 37 более подробно.

© Шолем Лугов | Просмотров: 83 | Комментарии (0)
На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

229

02.07.2019 82 (0)

...во многих видах света5. В общем, существует два6 режима света: «черный свет» и «белый свет», которые представляют соответственно [две фазы в богослужении человека] — возвышение [его души] и [соответствие] спускание [духовного света].

Наконец, свет лампы очень эффективен, когда кто-то ищет среди трещин, прощупывая самые глубины сердца7.

Метафорические послания вышеупомянутых характеристик ясны и самоочевидны, но самое важное — это их практическое применение. Когда кто-то применяет их к своей жизни в соответствии с указаниями Ребе [РАЯЦа], его [внутренняя] лампа освещает особую часть материальности мира, которую он обязан очищать и возвышать, и, в частности, она зажигает его собственную животную душу и божественную душу. Это освещение является конечной целью, ради которой душа сошла в этот мир, и конечная цель эпохи Мошиаха и пробуждения мертвых зависит от этого8. Пусть это наступит быстро, в наши дни.

**Менахем Шнеерсон**

25 Адара, 5711 года, Бруклин, Нью-Йорк.

№960

С Б-жьей помощью, 25 Адара II, 5711 года Бруклин.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек...

Мир и благословение!

Я прилагаю брошюру, изданную ко 2 Нисана, дня кончины Ребе РАШАБа. Вы, несомненно, сделаете ее доступной для большего числа людей, которые будут изучать ее, особенно во время субботы в новомесячье Нисана и на следующий день, в день кончины. Действительно, обсуждение в ней развивает следующее объяснение.

5) «Брахот» 52б; «Тикуней Зоар» п. 7 (50а); «Зоар» I 41б и II 216а, а также в других местах.
6) «Зоар» I 51а; «Тора Ор» там более подробно.
7) «Шулхан Арух» Алтер Ребе 433:1; «Псахим» 8а.
8) См. «Тания» гл. 37 более подробно.

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

229

16.05.2019 129 (0)

...в «Тора Ор», в эссе под названием «25 Кислева», где он пишет, что ночью все семь лампад светильника будут зажжены [в Храме]. «Напротив, в течение дня было достаточно зажечь шестую лампаду». Это утверждение указывает на то, что [Алтер Ребе] следует мнению авторитетов, которые утверждают, что светильник был расположен с востока на запад. Вы спрашиваете, почему Алтер Ребе называет «западную лампаду» шестой, а РАШИ («Шабат» 22б) называет ее второй. См. Хатам-Софера, раздел «Образ жизни» п. 186.

Ещё одна вещь в вышеупомянутом эссе требует объяснения. В эссе под названием «И вот» Алтер Ребе пишет, что в течение дня [коэн] «зажигал шестую лампаду после очистки и затем зажигал седьмую лампаду», а не только шестую лампаду.

В ответ на все вышеизложенное:

1) В другом месте я написал подробное объяснение того, каким образом был размещен светильник, как убирались свечи, [в особенности] по указаниям РАМБАМа в его «Комментариях к Мишне» и его «Яд а-Хазака» и почему он меняет свое постановления в «Яд а-Хазака» от того, что он написал в своем комментарии к Мишне. Что касается упомянутого выше эссе, оно объясняет мнение тех, кто придерживается: 1) что светильник разжигали только ночью (то есть в отличие от мнения РАМБАМа); 2) что светильник был расположен с востока на запад (согласно взгляду РААВАДа; см. комментарий к трактату «Тамид», напечатанный в вильнюсском издании Талмуда); 3) что в течение дня зажгли две самые восточные лампады; (см. РАШБА, ответ 79 и 309; комментарий РАМБАНа к «Шабат» 22б и «Шмот» 27:20; «Тосафос» со слова «Очистить» в «Йома» 71а; высказывания «Тосафот» со слов «От нее» в «Менахот» 86б могут быть истолкованы только как объяснение подхода РАШИ, относительно которого они сосредотачивают свое обсуждение [и что сами «Тосафот» не принимают], [мнение] РАШИ в «Шабат» 22а; в «Менахот» 88а утверждается, что с чудом [горевшей весь день свечи], связано только одна лампада, это не место для обсуждения этого вопроса); 4) что «западная свеча» является второй при движении с востока на запад, **которая является** шестой свечой при движении с запада на восток (в отличие от комментария РАМБАМа к Мишне и комментария РАШИ к «Менахот» 98б, который утверждает, что это лампада это ближе всего к Святой Святых. Тот факт, что высказывания РАШИ там противоречат тем, которые он сделал в «Шабат» там, уже обсуждался).

2) РАШИ **подчеркивает**, что «западная свеча» является второй, в то время как Алтер Ребе подчеркивает, что это шестая [по следующим причинам]. РАШИ объясняет, почему именно эта свеча горит. [Объяснение заключается в том, что] поскольку это **вторая** свеча, он [за исключением самой дальней свечи] встречает ее первой. Алтер Ребе объясняет, почему достаточно зажечь только эту свечу. [Объяснение состоит в том, что эта свеча] отождествляется с атрибутом «йесод», **шестым** атрибутом, который является фундаментальной средой, через которую передается влияние. Поэтому подчеркивается, почему он представлен шестой свечой на светильнике. Понятно, что с учетом следующего: а) порядок эмоциональных атрибутов при расчете сверху вниз является ХАГАТ НЕОЙМ, б) направление, которое указывает на увеличение уровней святости в Святилище и в Храме — сверху вниз и с запада на восток. Тогда седьмой атрибут «йесод» отождествляется с шестой свечою с запада на восток, которая является второй свечой с востока на запад.

3) В начале эссе цитируются слова [Алтер Ребе], что **шестая** свеча будет зажжена — даже если седьмая также будет зажжена, как он пишет после этого, — потому что он использует формулировку, используемую «Торат Коаним», «Сифри» и Талмуде... Для всех этих источников утверждают, что будет зажжена только **одна** свеча. Тем не менее, в трактате «Тамид» в конце гл. 3, один из мудрецов Мишны показал, в **любом случае** нужно...

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

229

28.10.2018 602 (0)

И в ответ на Ваши письма:

1) Что касается издания открытий в Торе Вашего сына, то подобный сборник учеников «Талмуд Тора» и т.п. не выходит здесь.

2) Издательство потребовало от нас книги «Ялкут Шимон» и «Керен Ора» и мы отослали их через секретариат. Книга биографии была отправлена через адвоката «Центра по вопросам воспитания», господина Штраля, богобоязненного человека... Также были посланы брошюра №50 и «Книга бесед» по почте для помощи в нашей работе.

3) Минимальная стоимость книги Цемах-Цедека — 15 шекелей. По Вашей просьбе был отправлен второй экземпляр книги «Бад Кодеш» и эссе к 13 Швата.

4) Так как рав Ривкин послал «Тебе дано было видеть» просто так, мы проверяем сейчас у него, не было ли при этом определения особого названия и после проверки сообщим об этом.

5) Письма р. Авраама из Калиска не нужно переводить, а только те, которые не были получены моим уважаемым тестем и учителем Ребе ШЛИТА (было получено 35 страниц, последнее письмо начинается словами «Привет из земли жизни» от р. Авраама из Калиска).

6) Несомненно, Вы поспешите послать копию документа с договором на имя моего уважаемого тестя и учителя Ребе ШЛИТА.

7) Благодарю от всего сердца за Ваши старания оплатить мой долг к дню годовщины кончины.

* * *

В первом письме есть обсуждение по некоторым темам хасидизма. **И по Вашей просьбе** я сделаю несколько замечаний:

1) Вы обсуждаете сказанное в хасидизме в эссе под названием «В день восьмой — праздник» 5666 года: «Как сказано в книге „Эц Хаим“, что слово „много“ относится к аспекту Святого Древнего... и это также выше аспекта внутренней части Торы сейчас, которая относится к скрытой мудрости».

И вот, у Вас оказалась ошибочная копия, ведь там должно было быть написано, что слово «много» относится к аспекту Первичного Человека. Так написано в рукописи и также в «Эц Хаим» врата 3 (это врата порядка Ацилут), гл. 2. И это также следует из доказательства, что слово «много» имеет те же самые буквы, как и слово «человек» (см. также в комментариях на «Зоар» гл. «Вайешев» и в конце эссе «По законам» в этом трактате с продолжением).

2) Вы сомневаетесь в отношениях сказанного в эссе «В день восьмой — праздник», о котором шла речь выше, «аспект скрытой мудрости и в Древнем днями» — какой аспект он называет здесь «Древний днями»?

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

229

30.05.2018 694 (0)

№5547

1

С Б-жьей помощью, 26 Сивана, 5717 года
Бруклин.

Мир и благословение!

Что касается вопроса о том, делать ли рентген жене, то, как мне помнится, я уже писал, что нужно использовать другие способы. И хотя врач хочет, чтобы она сделала это только один раз, но понятно, что нужно смотреть самим: есть люди, которые опасаются этой процедуры, и им не хочется проходить ее по той причине, что вместе с надеждой на благоприятный исход есть также опасение противоположного, не дай Б-г. А если в одной процедуре нет никаких опасений, то также нет и пользы, так как обе они зависят от интенсивности излучения, что очевидно.

№5548

С Б-жьей помощью, 27 Сивана, 5717 года
Бруклин.

Мир и благословение!

После длительного перерыва было получено Ваше письмо от 25 Сивана. И я уже писал многим людям, что жаль того, что пишут о себе только после того, как с ними произошло какое-то нежелательное происшествие. Ведь если наверху хотят привести к переписке, которая в конце концов приводит к сближению сердец, то единственным естественным путем для этого является нежелательное происшествие. Но если бы старались всегда писать о чем-то хорошем и сообщать добрые вести, то не потребовалось бы нежелательное происшествие, ведь целью является сближение сердец и добавление в области любви евреев к ближнему.

В благоприятный час я упомяну Вас с супругой на святом месте захоронения моего тестя и учителя... на улучшение здоровья и на добрые вести в делах Вас и всех сыновей и дочерей, а также о Вашей деятельности по укреплению и распространению в своем окружении традиционного еврейства. И одно зависит от другого, ведь цель евреев это быть...

Примечание:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 16, стр. 589.

Свободный перевод с иврита: Ш. Лугов

229

11.05.2017 654 (0)

…настоящее пробуждение идти по следам Ребе РАЯЦа и продолжать его работу, деятельность и святые учебные заведения для укрепления и распространения Торы и заповедей в повседневной жизни. И делать это в постоянно увеличивающейся манере. И его заслуги помогут Вам и каждому из нас для достижения огромного успеха в материальном и духовном смысле.

С уважением и благословением.

№8854

С Б-жьей помощью, канун дней освобождения 12-13 Тамуза, 5724 года, Бруклин, Нью-Йорк

Ученикам любавичской йешивы «Томхей-Тмимим» к празднику завершения, Монреаль

Да пребудет с Вами Б-г

Мир и благословение!

Праздник завершения — который будет проведен на следующий день после праздника освобождения моего уважаемого тестя и учителя, главы еврейского народа, основателя любавичской йешивы «Томхей-Тмимим» в Монреале — без всякого сомнения пройдет под впечатлением этих наполненных глубоким смыслом дней.

Самопожертвование моего уважаемого тестя и учителя ради учебных заведений по Торе, ради учеников йешив и ради всех идей Торы и заповедей, которое привело к его заключению с угрозой для его жизни, привело также к его чудесному освобождению. И это должно всегда служить нам напоминанием — которое должно реализоваться на практике — что самопожертвование ради Торы и заповедей, не только для себя, но и для другого еврея, обязано победить даже перед лицом самых тяжелых помех. Тем более, если эти помехи очень малы или не более чем кажущиеся.

И хотя никто не может походить на Ребе РАЯЦа по силе самопожертвования, но нельзя также забывать…

Примечание:
1 Напечатано в Ликутей Сихот том 13, стр. 241 и дополнено по фотокопии письма.

Свободный перевод с иврита и идиш: Ш. Лугов

229

04.04.2016 803 (0)

Что касается того, что Вы пишете о каких-то людях, которые дают совет, чтобы Ваш сын делал ставки на ипподроме, то понятно, что не следует делать этого. Ведь это путь только для того, чтобы потерять деньги, не дай Б-г. И Всевышний даст ему заработок спокойным и кошерным образом.

С благословением здорового лета и чтобы могли сообщить добрые вести обо всем, что Вы писали в своем письме.

№2851

С Б-жьей помощью, 6 Менахем-Ава, 5714 года
Бруклин.

Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Нисан Пинсон (Касабланка)

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 29 Тамуза, я благодарю Вас за добрые вести об увеличении числа учеников и учениц и, несомненно, увеличивается также и качество.

Но вот что кажется мне трудным, это то, что как видно из Вашего письма, возраст учеников — до 13 лет. И понятно, что нужно очень сильно постараться, чтобы по крайней мере их большая часть осталась учиться также и после этого. И если также и это противоречит бывшему до сих пор обычаю страны — в любом случае нужно постараться и объяснить, что должность учителя, шойхета и проверяющего мясо человека и т.д. также является средством для заработка. Более того, это как материальный, так и духовный заработок. И, несомненно, посоветуетесь между собой и найдете. подходящее объяснение и подходящий для объяснения способ. И спасение в силе советника.

Вы завершаете свое письмо тем, что несколько учеников и учениц поедут в… и, несомненно, кроме учителей и учительниц, которые будут с ними постоянно, в начале нужно будет время от времени также и им посетить эти места. И известно достоинство того, кто зашел и вышел, что даже возможность этого также исправляет.

С благословением на успех в Вашей работе в области святости и личных делах.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

28.01.2015 1484 (0)

№4045

С Б-жьей помощью, 21 Тевета, 5716 года
Бруклин.

Уважаемому раввину-гаону и хасиду, богобоязненному человеку, общественному деятелю… р. Мордехай-Лейб-Хаиму1

Мир и благословение!

…Удивительно, что Вы совсем ничего не упоминаете о том, принимали ли Вы участие в хасидском застолье в светлый день 19 Кислева, праздник, когда наши души, свет и жизненная сила души были избавлены в мире и даны нам. Ведь не только Алтер Ребе вышел на свободу и избавил в мире свою душу, а также учение хасидизма, его пути и обычаи. Поэтому он воздействует на все уровни людей в еврейском народе, начиная с добавления силы. И уже известен пример о том, что прибавление света, силы и святости в одном из органов системы прибавляет также жизненную силу во всех остальных органах. И ведь все собранные вместе евреи от глав колен и до черпающего воду составляют единую структуру. И это легко понять.

Вот сейчас было получено письмо от четвертого дня недели, когда читали главу Торы «Ваэра». И благодарю за добрые вести в нем.

№4046

С Б-жьей помощью, 21 Тевета, 5716 года
Бруклин.

Уважаемому раввину и хасиду, богобоязненному человеку… р. Элиэзеру2

Мир и благословение!

Я получил вовремя Ваше письмо, а сейчас также и два экземпляра книги «Марэ Яаков». Благодарю за это.

Примечания:
1 Сегал, Тель-Авив. Другое письмо к нему — выше, том 10 письмо №3154. См. также выше, письмо №3815.
2 Нисенбойм, Манчестер.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

19.01.2015 898 (0)

И это объяснение можно использовать с большой натяжкой, ведь если так, то главное отсутствует здесь в Иерусалимском Талмуде (также на основании вышесказанного, здесь есть большое новшество — учить из одного отрывка две противоположные вещи).

3) В книге «Сдей хемед» правила 30, как приводится в книге «Птах эйнаим» ХИДА (трактат «Рош а-Шана» 25а), что если известно без сомнения, что раввинский суд ошибся, то не следует поступать по их указанию. И так вынесено постановление в книге «Тора тмима», что от этого зависит наследство, но не так в «Сифри», где сказано «даже если покажется тебе».

И это также можно использовать с большой натяжкой, когда кто-то примиряет, как это понятно. И см. РАМБАН на «Шофтим» там. И более всего — что нужно следовать за смыслом, чтобы не увеличивались споры в еврейском народе, а тогда какое следствие вытекает из различия между этими двумя мнениями?

(И с трудом можно объяснить, что спор из крайности в крайность совсем не частая вещь. И это похоже на противоположные выводы, полученные в результате логических построений, в «Тосфот» со слов «Произносит благословения» (39б). И не опасаются, что это произойдет еще раз).

И на мой скромный взгляд не обязательно, чтобы было как по простому смыслу в «Сифри» и Иерусалимском Талмуде, что они спорят, как уже было сказано. И как сказано также в «Марэ паним» в Иерусалимском Талмуде там.

№1743

С Б-жьей помощью, 1 Менахем-Ава, 5712 года
Бруклин.

Уважаемому раввину-гаону и хасиду, богобоязненному человеку… р. Шалому1

Мир и благословение!

Подтверждаю получение Вашего письма от 21 Тамуза…

Я хочу попросить Вас лично и, несомненно, сообщите тем, кто имеет к этому отношение, следующее: я ищу возможность, чтобы наполнить мою библиотеку2 также книгами сефардских авторов и книгами по каббале как сефардских, так и ашкеназских авторов. Понятно, что я очень ограничен в средствах на покупку этих книг. И так как в Святой Земле есть много авторов и много подобных книг, среди которых есть находящиеся в домах частных людей…

Примечания:
1 Хаскинд.
2 См. выше, том 5 письмо №1250 и в примечаниях к нему.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

15.12.2014 885 (0)

…в повседневной жизни — чтобы она была согласно учению жизни, в действиях, речи и даже мыслях.

Как известно, когда идет речь об основой причине любой неисправной вещи в жизни американских евреев, то ее корень лежит в известном недостатке — по простому это потрясающее невежество, воцарившееся в жизни; и когда исследуют причину этого ужасного невежества, мы обязаны прийти к выводу, что одной из причин этого является занятость раввина и духовного наставника в своей общине во многих вещах, среди которых есть проходящие и меняющиеся вещи, как например участие в семейных событиях или различных праздников в окружении или обществе, а также другие вещи, не имеющие отношения к религии; и в результате этого по желанию или против воли он пренебрегает своей основной работой, которая заключается в руководстве над группами людей и ведении их по пути ко Всевышнему с помощью проведения уроков Торы, укрепления и распространения Иудаизма. И вместо того, чтобы посвятить всю свою силу и энергию на то, чтобы быть учителем в простом смысле, вся идея должности раввина сократилась на то, чтобы красиво ораторствовать. И со временем — не для находящейся в этом выступлении морали, а для того, чтобы его аудитории было приятно. И также раввин становится оратором, обязанностью которого является желание, чтобы члены его общины хорошо проводили время в течение получаса в субботу или праздники, а также вместе с этим быть успешным «социальным работником» в своей общине.

И если задумаетесь над тем, что есть необходимость коренным образом изменить это прискорбное состояние, и также наоборот — изменение в обществе из крайности в крайность не происходит за одну ночь, то на мой взгляд можно дать такой совет, чтобы одной из главных задач раввина в Америке, в особенности молодого раввина, который начинает свою деятельность в новой общине и новом окружении. Нужно искать среди членов общины таких людей, которые обладают большим влиянием, и к сердцам которых близок Иудаизм. И сделать из них как бы «помощников» раввину для исполнения его основных задач, то есть укреплять религию и распространять ее среди всех кругов общины в повседневной жизни; это значит, воспитывать из религиозных людей общественных деятелей для распространения еврейства в общине. И евреи Америки особенно способны на это, так как одна из особенностей подавляющего большинства жителей этой страны — энергичность, индивидуальные действия и стремление быть предводителем в более или менее широком кругу. И если это так во второстепенных вещах, то тем более это относится к религии, когда сердце каждого еврея и еврейки бодрствует для Всевышнего, Его Торы и заповедей, хотя оно и спит в изгнании — как говорится в известном высказывании наших благословенной памяти учителей.

Есть еще одна характерная для этой страны вещь — материальность, в которой вообще погрязла жизнь до такой степени, что это всегда влияет на отношение к религии, Торе и заповедям, которые становятся очень «приземленными». И я не хочу продолжать обсуждать эту болезненную и огорчительную вещь. И, несомненно, каждый, кто задумается о форме религиозной жизни в этой стране, знает об этом и нет нужды в дополнительных объяснениях. Потому необходимо, а в этой стране еще в большей мере…

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

05.11.2013 2327 (0)

№7234

1

С Б-жьей помощью, 22 Адара, 5720 года
Бруклин.

Мир и благословение!

В ответ на Ваше письмо от 14 Адара, Пурим в городах без стен, в котором пишете подробности о своей жизни, нынешней работе в области образования и воспитания религиозной работающей молодежи и что Вы хотите больше и больше связаться с Торой, но только в реальности есть много подводных камней, не дай Б-г.

И вот, известно то, что сказано в книгах по этике и освещено более в книгах по хасидизму, по поводу идеи «по верблюду и ноша». То есть, вместе с испытаниями человеку даны также и подходящие силы, чтобы преодолеть эти испытания. Только наше поколение удостоилось, как это ясно видно, что когда уверенно решают идти по прямому пути на основании книги прямых, нашей святой Торы, то видно, что трудностей гораздо меньше, чем это представлялось ранее, а сил для их преодоления намного больше, чем предполагалось. И если это имеет отношение к каждому, то тем более к такому человеку, от которого зависят многие. То есть, который оказывает влияние на многих людей с помощью воспитания и наставления. При этом любое прибавление в нем самом увеличивается во много раз в трех, на кого он оказывает влияние — это его ученики. И обо всем этом сказано, что нет ничего, что могло бы устоять перед волей человека и в частности, после достаточного размышления об ответственности (и заслуге), возложенных на его плечи, что если спасающий одну еврейскую душу как будто сохранил целый мир, то тем более несколько душ, особенно среди подростков и молодежи, которые в ближайшем будущем построят еврейской дом, поведение в котором будет влиять и соответствовать воспитанию, полученному в детстве.

И да будет угодно, чтобы находясь в месяце Адар, о котором сказано, что у евреев был свет и т.д. и как объяснили наши учителя, что свет это Тора, чтобы ее изучение привело бы к ее исполнению на практике, свет для всего еврейского народа повсеместно.

С благословением на добрые вести во всем вышесказанном.

Примечание:
1 Напечатано в «Ликутей Сихот» том 22, стр. 361.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

24.04.2012 2815 (0)

…месяц, в который был дан тройной свет тройному народу, чтобы дать благословение каждому из Вас словами учителя — моего тестя и учителя, Ребе для принятия Торы с радостью и проникновением.

С уважением и благословением.

П.С.

Можно еще сказать так.

Можно связать объединение идеи Дарования Торы и идей шхиты на основании одного из объяснений1 того, что в праздник Шавуот едят молочную пищу, так как при получении Торы были заповеданы законы шхиты. И все согласны, что Тора была дана в субботу, а в этот день не делают шхиту и поэтому были вынуждены есть молочную пищу, как это приводится в книгах.

И хотя на первый взгляд еще перед этим использовали шхиту и как объяснили наши учителя слова «и вели заколоть скот на заклание и приготовить» (трактат «Хулин» 91а. А в мидраше приводится в «Црор а-мор», как уточняется в «Законах о шхите»), то понятно по-простому, что евреи перед получением Торы не имели статуса способных делать шхиту2, как после получения Торы.

№7644

С Б-жьей помощью, 24 Ияра 5721 года
Бруклин.

Мир и благословение!

В ответ на письмо от 36 дня отсчета Омера.

1. Спрашиваете, есть ли комментарии на книгу «Тания».

На данный момент нет упорядоченных комментариев по каждому листу, но несколько лет назад книга «Тания» была переведена на идиш, а сейчас готовят к изданию английский перевод. В дополнение к комментариям к отрывкам, напечатанным с помощью копировального аппарата, которые находятся среди хасидов ХАБАДа и сочувствующих им.

2. Спрашиваете, в каком месте в Земле Израиля поселиться после окончания учебы…

Примечание:
1 См. также «Ликутей Сихот» том 18, стр. 356 и там приводится объяснение.
2 Если неевреи совершили шхиту перед самым Дарования Торы, а затем стали евреями, то все равно им нельзя есть от этого (Прим. пер.).

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

10.05.2011 4142 (0)

№2474

С Б-жьей помощью, 19 Адара I 5714 года
Бруклин.

Мир и благословение!

Отвечаю на Ваше письмо от 8 Адара I, в котором спрашиваете мое мнение о том, что так как Вы никак не можете погрузиться в учебу Торы и учения хасидизма по разным причинам, то каким образом утроиться сейчас.

И вот 1. Я не понимаю того, что Вы пишете, что не можете ни в коем случае, ведь это противоречит словам мудрецов «не старался и нашел — не верь этому; старался и не нашел — не верь этому». И возможно Вы имеете в виду, что не хотите. 2. В любом случае, Вам нужно посоветоваться об этом со своим «машпиа» на месте, с которым Вы находитесь, объяснить ему это и Всевышний даст успех устроиться соответствующим образом в материальном и духовном смысле.

С благословением.

От имени Ребе ШЛИТА
секретарь

№2475

1

С Б-жьей помощью, 19 Адара I 5714 года
Бруклин.

Раввину и хасиду…. р. Авраам-Менахем-Менделю1

Мир и благословение!

Мне передали Вашу просьбу на благословение на выздоровление одного из учеников… также второе сообщение о сделанной операции и что все в порядке. И да будет угодно Всевышнему, чтобы как Вы сообщали…

Примечание:
1 Бранецкий.

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

18.10.2010 1710 (0)

По поводу Вашего вопроса, стоит ли обратиться к другому врачу — если это только как консультация, то я не имею ничего против. Но так как мой тесть и учитель, ребе посоветовал вам, чтобы Вашим сыном занимался др. Вилдер, то Вы, безусловно, можете на него положиться. Вы должны постоянно держать доктора Вилдера в курсе всех событий. Он должен всегда знать о состоянии Вашего сына.

Заканчиваю свое письмо искренним пожеланием, чтобы благословение моего тестя исполнилось в ближайшее время, и Вы и Ваш муж пребывали в хорошем здравии.

С благословением.

П.С. Так как Вы, в своем письме не упоминаете о себе, я надеюсь, что здоровье Ваше и Вашего мужа удовлетворительно.

№1430

С Б-жьей помощью, исход субботы 21 Швата 5712 года
Бруклин.

Ассоциации молодых женщин ХаБаДа, да пребудет с Вами Б-г

Благословение и мир!

С большим удовольствием получил Ваше письмо, в котором Вы докладываете о предпринятых действиях, где сообщаете о том, что на исходе субботы главы «Итро» Вы также устраиваете трапезу «проводы субботы».

В ответ на Ваше письмо, я хочу выразить свои пожелания и благословения, чтобы Вы удостоились оправдать надежды, возложенные на Вас моим тестем и учителем, ребе… которые он возлагал на Вашу организацию. Слова праведника — актуальны всегда, а желания и ожидания праведника — это не просто ожидания, в то же время они являются дарением сил. Это значит, что Вам даны специальные силы, именно те…

Свободный перевод с идиш: Даниэль Булочник

229

06.06.2010 2153 (0)

2. Короткие высказывания и идеи по необходимым вопросам сможете найти в сборнике «а-Йом йом», в беседе по празднику Песах 5703 года и др.

3. О молитве минха в канун субботы это правильно — по указанию моего тестя и учителя, Ребе ШЛИТА — чтобы молились вместе с людьми большую минху, а не малую минху в одиночестве.

4. Что заметили о произнесении «псукей де зимра», то есть известный закон (трактат «Брахот» 32а), что всегда человек должен прежде всего поблагодарить Всевышнего, а лишь затем молиться, это учим от Моше… И поэтому установили произносить «псукей де зимра» перед молитвой с радостью исполнения заповеди. И это установление приведено во всех книгах гаонов, комментаторов Талмуда и законоучителей. И тот, кто пренебрегает чтением «псукей де зимра», пренебрегает установлением, принятым гаонами столпами Торы во всех поколениях, людьми, на мнение которых опирается каждый еврейский дом. И среди них: рав Амрам гаон, рав Саадия гаон, рав Натрунай гаон, рав Моше гаон, РИФ, рабейну Йона, РАШИ, РАМБАМ, РАШБА, РАМБАН, СМАГ, СМАК, ТУР, РАМО, БАХ, Левуш, ТАЗ, Маген Авраам и многие другие.

И хотя постфактум разрешили из за молитвы в общине пропустить в «псукей де зимра» (именно в случаях приведенных в «Шулхан Арух»), это не тема для вопроса, так как приведено объяснение этого, что «псукей де зимра» были установлены для молитвы, которая должна быть желанной и принятой. И посредством молитвы с общиной, эта молитва несомненно принимается (и нужно сказать пункт в этом, что община в своей молитве уже сказали «псукей де зимра» и этот человек включает себя в общину). И так как он в положении постфактум, когда невозможно выполнить две вещи (и это то же самое, когда невозможно ему сказать даже «благословен тот» и «да будет восхваляемо»), то он пропускает и молится с общиной.

И уже постановили поздние законоучителя, чтобы после молитвы произнес все, что пропустил кроме благословений, то есть «благословен тот» и «да будет восхваляемо».

Но изначально каждый человек обязан поторопиться, чтобы не пропускать ничего и это просто.

И тот, кто поступает противоположно этому и пренебрегает постановлением мудрецов и обычаем всех евреев, о нем сказано в Мишне и Талмуде и т.д. и нет необходимости продолжать.

С благословением на немедленное раскаяние — немедленное освобождение.

Раввин Менахем Шнеерсон

председатель правления

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

28.12.2009 1907 (0)

№3193

С Б-жьей помощью, 16 Тевета 5716 года
Бруклин.

Благословение и мир!

В ответ недавно полученное письмо от 9 Тевета (и так как мой секретарь не пишет по-французски, надеюсь, что Вы поймете ответ, написанный на святом языке).

Вы задаете вопрос, что тяжело дать религиозное воспитание Вашему сыну в месте Вашего проживания и поэтому у Вас есть два выхода: или Вы с детьми поселитесь в Гетсайде, а Ваш муж останется на нынешнем месте, являющимся местом заработка, или только пошлете двух старших детей учиться в Гетсайд, хотя это тяжело из-за их юного возраста.

И вот, на мой взгляд, предпочтительней второй вариант, ведь это не в порядке вещей, когда муж находится в одном месте, а жена с детьми — в другом. Но если дети поедут в место, где есть хорошее воспитание, это нормальная ситуация, особенно в последнее время. И несомненно нужно найти в Гетсайде семью, на которую можно положиться, чтобы они присматривали за детьми во всем, в чем они нуждаются. И хотя в первое время они будут скучать, но сказано в Торе «удаляйся в место, где можно изучать Тору». И в особенности в этом поколении, когда это не только вопрос знания Торы, но и вопрос следования путям Торы и заповедей. И есть еще одна причина — когда Вы будете вместе с мужем, то несомненно сможете найти пути, чтобы повлиять на Ваше окружение и сделать их более религиозными.

Удивительно, что Вы не упоминаете о действиях по укреплению еврейства в Вашем месте жительства и в частности среди молодежи, на которых распространяется влияние Вашего мужа. И я надеюсь, что это недостаток в письме, а не на практике.

И пусть Всевышний поможет Вам завершить беременность в срок и родить здорового ребенка вовремя и легко…

С благословением,
От имени Ребе ШЛИТА

Свободный перевод с иврита: Шолем Лугов

229

07.07.2009 1741 (0)

…И ведь находимся мы в месяц Адар, от которого идем в месяц Адар II, а затем в месяц Нисан, и весь месяц превращается в радость. И объединяется освобождение с освобождением, как в дни выхода из Египта. И ведь когда вспоминаются эти дни, то они и осуществляются. И как известен комментарий АРИ «и будете жить этим».

Ожидаю добрых вестей и подписываю благодарностью за ценный подарок «ветви мирта» из Мирона.

И ведь это также связано с этими днями, Адаса она же Эстер, так как еврейский народ (а все евреи праведники) во время изгнания как мирт («адас») посредством того, что [Всевышний] скрыл («эстер») свое лицо от них. И именно в такое время, час страданий Яакова, начнется спасение. Как замечает Баал-Шем-Тов, что само страдание («цара») превратится в свет («цоар»), раскроется месяц один как месяц и народы мира будут называть его так (Мегила 13а).

С благословением и добрых вестей во всем вышесказанном с хорошим здоровьем в ближайшем будущем.

№6732

С Б-жьей помощью, 28 Адара I 5719 года
Бруклин

Раввину… Йехиэль-Цви, левиту (Клайну)

Мир и благословение!

В продолжение нашей беседы о сказанном в предисловии о Вашей книге, которая выходит в свет.

Помимо объяснений, в чем состоит польза подобных вещей — что это книги мемуаров, и что великие мудрецы Израиля писали мемуары — следует добавить, что такая книга особенно важна в наше время, когда смятение царит во многих умах…

Свободный перевод с иврита: Анат Брусиловская

229

05.07.2009 1488 (0)

№7983

1

С Б-жьей помощью, 23 Элула 5713 года
Бруклин

Мир и благословение!

Подтверждаю получение Вашего письма от кануна субботы с просьбой об искуплении души (ПАН).

И Вы должны объяснить ему… что нельзя так вести себя со Всевышним. Ведь раньше, когда дочь, не про нас будет сказано, была нездорова, тогда приняли на себя обет или обязательство, а после этого перестали его выполнять. И как будто бы ждут, что наступит еще раз болезнь, не дай Б-г, и тогда вспоминают о своем обещании.

И эти вещи нужно объяснить ему спокойно и мирно… И Всевышний даст успех, чтобы нашли подходящие слова и что у… будут открытые уши.

Благодарю Вас за продолжение бесед, которые я получил и несомненно будете продолжать делать так в будущем (его историю2 о поездке Ребе РАШАБа и его сына, Ребе РАЯЦа к вдове с дочерьми… я слышал от своего тестя и учителя, хотя некоторые детали были изменены).

И в предшествии нового года, несущего добро и благословение нам и всем евреям, я хочу дать свое благословение Вам и членам Вашей семьи, благословение хорошей подписи и печати, хорошего и сладкого года в материальном и духовном смысле.

С благословением.

Примечания:
1 Напечатано в книге «90 лет королю», том 1, стр. 74. И оно к р. Н. Коэну. Другие письма к нему — выше, письмо №7878 и в примечаниях там.
2 В книге «Шмуот вэсипурим» изд. 5750 г. том 1, стр. 125.

Свободный перевод с иврита и идиш: Шолем Лугов
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter