Много литературы есть в отношении воспитания — «хинух». В основном, это практические советы, которые, к сожалению, не всегда подходят ко всем ситуациям и, главное, не создают у родителей и преподавателей цельной картины. Рав Шломо Райниц подготовил цикл лекций, которые вызывают реальный переворот в области воспитания наших детей (и самих себя), насколько просто и доходчиво это преподносится. Хотя живое общение с лектором нельзя заменить текстом, было решено перевести вводную лекцию на русский язык, чтобы побудить читателей развиваться в данном направлении.
1. «Наши дети будут нам гарантами»
Есть известный мидраш, в котором говорится, что в час, когда евреи стояли и принимали Тору, сказал им Б-г: «Я вам даю Тору, а вы приведите мне надежных поручителей, что вы будете ее соблюдать, и тогда Я дам ее вам». Ответили евреи: «Наши праотцы будут за нас ручаться». Однако Б-г отверг их предложение. Тогда евреи предложили: «Наши пророки будут за нас ручаться», — однако и на этот раз Б-г не принял их идею. В конце концов сказали евреи: «Тогда наши дети будут нашими гарантами». И сказал Всевышний: «Вот это надежные гаранты, ради них Я дарую вам Тору».
Это зависит (также) и от нас!
Сказано в сборнике «Сегодня — день» за 22 Тевета:
Обязанность каждого еврея: полчаса каждый день думать о воспитании детей и делать все, что в его силах, и больше, чем в его силах, для того, чтобы в будущем они пошли тем путем, которым он направляет их сегодня.
2. Новый путь в воспитании!
Пишет Ребе Король Мошиах («Ликутей Сихот» том 20, стр. 66 (пер. с идиш)):
Даже у 4-5-летнего ребенка можно пробудить с помощью хорошего воспитания стремление и сильное желание к духовности и Божественности, вплоть до такого сильного желания, что оно вызывает слезы. И это не противоречит указанию РАМБАМа в отношении формы обучения маленьких детей, которых следует поощрять «вещами, которые он любит по малолетству… если будешь хорошо учиться, то получишь орехи» — так как это событие (и в особенности после того, как его опубликовал Ребе РАЯЦ) раскрыло новый путь в воспитании. И нужно сказать более того — обновило этот путь в воспитании, как говорится в хасидизме «открыло новый канал», чтобы могли воспитывать ребенка таким образом, что Божественность станет на уровне «вещей, которые он любит», частью «его малолетства». Как мы видим в отношении многих вещей и даже в отношении закона, что «изменилась природа человека».
3. Основное правило
От удовольствия — к действию
Пишет Цемах-Цедек («Сефер а-ликутим», раздел «Удовольствие», стр. 225):
Во всех делах достижимой целью является получение удовольствия и ощущение радости и, напротив, противоположным этому являются страдания, не дай Б-г, которые противопоставляются удовольствию. Таким образом, это добро и зло, когда удовольствие называется добром и жизненностью, как сказано «для поддержания жизни во всем живущем.
Когда речь идет о том, кто выполняет какую-то работу или разговаривает о чем-то, то обязательно у него при этом есть какое-то удовольствие в душе, ведь по своей мудрости в нем пробудилось желание работать или разговаривать. Только это скрыто и облечено в разум и эмоции, которые раскрываются в действии или речи.
Удовольствие является мотивом для человека во всей его деятельности, чтобы получить это удовольствие.
Ключевая фраза в воспитании: (Мишлей 22:6): «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится».
Эту фразу можно разделить на две части: 1. «Наставь юношу на путь его» — это воспитание и следующее за ним удовольствие. 2. «И он не уклонится от него, когда и состарится» — это желание и следующая за ним связь.
Ребе РАШАБ перечисляет (брошюра «И источник…») степени удовольствия снизу вверх (которые также делятся на две части): 1. еда, музыка, эмоции и 2. разум, Тора, хасидизм.
В чем заключается воспитание для служения Всевышнему?
Действия, направленные для приобретения воспитанником возможности получать духовные удовольствие и наслаждение и стремиться к этому.
4. Выбрать добро
Сказано в трактате «Поучение отцов« (2:1): «Рабби говорил: «Какой путь должен избрать себе человек, чтобы он был самым прямым? Такой, чтобы идущему по нему, был во славу, и от людей похвалу приносил бы». Комментаторы объясняют: «Чтобы ему самому было удобно и другим людям было легко от него».
Ребе Король Мошиах задает вопросы («Двар Малхут» на гл. «Тазрия-Мецора», 5751 года):
Но ведь ясно сказано в Торе (Ошеа 14:10): «Ведь верны пути Господни» и (Теилим 19:9): «Повеления Господа справедливы»? Еще более непонятно: сказано «избрать себе человек»?! Но ведь для этого была дана Тора! Как может быть, что решение в отношении «прямого пути» зависит от того, что человек будет чувствовать себя удобно?
5. Основа всего — полное подчинение
Соблюдение заповедей должно быть по указанию Всевышнего, тогда зачем добавили понимание? Они сами подчеркивают, что «сделаем» это самое главное и первичное. Зачем добавлять понимание?
«Сначала сделаем, а потом поймем!»
Хотя есть обязанность учиться и понимать, но это само является одним из указаний Всевышнего — «сделаем». Когда добавили стало понятно, что «поймем» является самостоятельной идеей.
6. Совершенство
Кроме принятия ярма, также поймет и почувствует благо и самое основное. Первый этап «сделаем» в принятии ярма — «Моше принял». Второй этап «поймем» в аспекте «избрать себе человек».
7. Общая структура
«Сделаем», принятие ярма:
А. Наказание
— Исполняет из-за страха перед наказанием
— Отрицательная обусловленность
— Угроза
— Контроль
Б. Награда
— Исполняет ради приза
— Второстепенное для него главное
— Оплата
— Низменный
— Собственник
В. Дисциплина
— Произнесение категорическое, ясное и спокойное
— Следить за постоянством = властность
— Без никакой личной конфронтации
— Без наказания, подарков, угроз, объяснений
— Без ограничения выполнения
— Помощь комментариями
— Простые вещи с младшего возраста
«Поймем» — понимание, интернализация, удовольствие, желание, выбор
Ребе Король Мошиах пишет («Ликутей Сихот» том 1, стр. 112 (пер. с идиш)):
Если у человека есть дисциплинированные дети, если человек обладает влиянием на учеников до такой степени, что для них достаточно одного слова, которое он говорит им, — пусть не думает, что этим он исполнил обязанность в своей работе. Также и при этом он должен стараться в отношении воспитания.
Когда мы узнаем, в чем заключается дисциплина, то поймем, что все еще следует воспитывать.
8. Концепция и определения
Во время процесса настоящего воспитания воспитанник происходит задействование для последующего воспитания или разрушение для последующей постройки.
Задействование — это разрушение, так как оно создает отрицательную обусловленность или прививает вещественные ценности.
Воспитание — это строительство, так как оно создает положительную обусловленность и интернализацию.
Тот, кто приводит в действие, но не воспитывает, похож на того, кто разрушает, но не стоит. Другими словами, он сам, своими руками, наносит ущерб.
Задействование и воспитание являются двумя необходимыми этапами, между которыми должно быть четкое разделение.
Задействование:
1) Нужно помнить также в процессе задействования о необходимости воспитания и, следовательно, использовать минимальное задействование.
2) Задействование должно предшествовать воспитанию.
3) Нужно не обращать внимания на вещи, не имеющие отношения к воспитательному процессу, и не пытаться задействовать их с помощью критики и наказания.
Воспитание:
1) Нужно помнить, что воспитание должно исправлять и дополнять задействование, и на это следует направить все усилия.
2) Начать воспитывать только после прекращения отрицательного воздействия задействования.
3) Не вкладывать большие усилия в то, что не связано с воспитательным процессом.
9. Думайте позитивно! Как и что будет самым лучшим?
Если воспитатель пожелает приподнять простого человека до высот талантливого человека с помощью того, что он отделит от его характера самые мельчайшие отходы и повлияет на него, чтобы у него появились большие достоинства, то этим он не только не внес в него никаких исправлений и не вознес его на высшую степень, но еще и нанес ему ущерб…
Нравоучения похожи на пищу: все знают, что хорошее мясо и крепкий бульон укрепляют силы человека намного больше, чем капля молока в сладкой воде. Но если месячного ребенка накормить бульоном с мясом, он умрет, а если взрослому человеку дадут только воду и немного молока, он ослабеет. То же самое относится к духовной пище нравоучений, которая должна соответствовать как детям, так и взрослым.
И как одежда, которая должна соответствовать размеру человека: если он уменьшит ее, это не принесет пользу, а если увеличит, то запутается в ней, также и воспитание: если оно является неподходящим, то оно не только принесет пользу, а еще и нанесет ущерб.
Источник: «Правила воспитания», гл. 7,8.
10. Поощрение и наказание
Дать то, что нужно, когда нужно дать.
11. Поощрение
Основа:
Также задействование с помощью обещанного заранее поощрения наносит ущерб воспитанию.
Речь идет о таком задействовании, после которого нет воспитательного исправления.
Материальное вознаграждение не воспитывает и не создает позитивное обуславливание. Оно укрепляет стремление к вещизму и устанавливает духовные ценности как средство, а вещизм как цель.
1) Нужно уменьшить действия с заранее обусловленным поощрением.
2) Нужно отказаться от продолжительных акций, в конце которых обещан большой приз.
Задействование ребенка на добровольных началах, основанное на получении приза, обязывает совмещать с этим воспитательный процесс.
1) Речь идет о такой деятельности, как совместное чтение Псалмов, «отцы и дети» и т.д.
2) Воспитательные старания служат для того, чтобы возвысить деятельность в глазах ребенка.
3) Приз должен быть минимальным.