СБП. Дни Мошиаха! 18 Адара II 5784 г., пятый день недели Цав | 2024-03-28 14:02

Дворец для Короля Мошиаха!

В 1978 г. рабби Зуша Ривкин решил построить дом для Ребе. Он уже давно занимался промышленностью и строительством в Кфар-Хабаде и понимал, что такой проект нельзя начинать без разрешения Ребе.

5068 (7) мин.

Лидеры Хабад-Любавич страстно хотели получить удел в Святой Земле

С самого зарождения движения хасидизма Хабад его лидеры способствовали развитию поселения в Земле Израиля. Сами они тоже приобретали там участки земли и таким образом сохраняли непрерывную связь со Святой Землей.

О том особом значении, которое придавали Любавичские Ребе приобретению наделов в Святой Земле, можно судить по тому, что говорит об этом Ребе שליט"א Король Мошиах в своих беседах, какие исключительные выражения он употребляет.

Ниже мы приводим выдержки из беседы Ребе во время спонтанного «фарбренгена», произошедшего утром 15 Тамуза 5745 г. (1985 г.) в присутствии тысяч хасидов.

«Одним из наиболее сильных чаяний лидера нашего поколения (Шестого Любавичского Ребе), а также предыдущих наших Святых Ребе, было иметь удел в Земле Израиля, в Земле, „на которую... устремлен взгляд Всевышнего с начала года и до конца года“. И не только в духовном смысле — каждый из наших Святых Ребе в свое время тратил много сил, посылал особых посланников и прилагал огромные усилия, чтобы у них был материальный „удел“ в материальной Земле Израиля (как известно из писем Мителер Ребе об „уделе“ в Хевроне, а также из других источников). ...Эти деньги и право на их использование „передаются“ в Кфар-Хабад — поселение Святого Ребе, лидера нашего поколении (Шестого Любавичского Ребе), с тем чтобы тотчас же нашли место в Кфар-Хабаде, которое станет „уделом“ Ребе... И так как уже завершается строительство удела Ребе (Кфар-Хабада, построенного специально для шестого Любавичского Ребе), разумеется, это не только не навредит тем, кому „приходится“ этим заниматься (говорится о противостоянии тех, кто не хотел допустить строительства владений Ребе Раяц в Израиле), но и „по страданию и награда“ — главным „вознаграждением“ им за это будет само их участие в устройстве „удела“ лидера нашего поколения в Кфар-Хабаде, удела, превосходящего все предыдущие».

После этой беседы и по указанию Ребе было отстроено в Кфар-Хабаде здание, подобное «770» (синагоге Ребе в Нью-Йорке), которое стало вечным владением Ребе Раяц. Понятно, что и у Ребе Короля Мошиаха, который проявится и прибудет в Святую Землю, должен быть вечный удел в земле Израиля.

Рабби Ривкин предлагает построить дом. Ребе говорит: «Дворец!»

В 5738 г. (1978 г.) рабби Зуша Ривкин решил построить дом для Ребе. Он уже давно занимался промышленностью и строительством в Кфар-Хабаде и понимал, что такой проект нельзя начинать без разрешения Ребе. Когда его брат, рабби Хаим, поехал в Нью-Йорк, рабби Зуша попросил его рассказать Ребе об этой идее и попросить его разрешения на строительство. Рабби Хаим зашел на «йехидут» (аудиенцию) к Ребе и сказал, что его брат хочет построить дом для Ребе в Кфар-Хабаде. Ребе пронзил его взглядом и сказал: «Он хочет построить для меня дом в Кфар-Хабаде?» и тут же добавил, производя утвердительный жест рукой: «Дворец!» Затем Ребе продолжил: «Но не прямо сейчас, пока подождите».

Ребе принимает проект дворца

Рабби Зуша был чрезвычайно удивлен такому указанию Ребе. Он намеревался построить обыкновенный жилой дом, но тут получает такое поразительное послание от Ребе: не дом, а дворец, но пока подождать. Он с нетерпением ожидал того дня, когда Ребе разрешит приступить к строительству дворца, а тем временем обратился к архитектору Зееву Марганиту и попросил его подготовить проект, достойный Ребе Короля Мошиаха. Вскоре проект был готов, и его передали Ребе. Ответ Ребе был следующий: «Получил и благодарен. Пока подождать со строительством». К ответу Ребе приложил десять монет: пять лир и пять монет по 50 центов.

Ребе разрешает начать строительство дворца

Прошло почти десять с половиной лет. Все это время не прекращал рабби Зуша просьбы о разрешении и одобрении строительства. Но Ребе не давал разрешения и отвечал: «Еще не время».

В Швате 5752 г. (1992 г.) произошел поворот событий. Г-жа Наоми Ривкина была у Ребе на «йехидут клалит» (общей аудиенции) и сказала, что ее муж спрашивает, может ли он начать строительство дворца для Ребе Короля Мошиаха. Ребе с улыбкой ответил: «Спросите раввина в Святой Земле».

Рав Ашкенази выдает разрешение. Слова Ребе: «Успешного строительства!»

Эта добрая весть сразу же достигла ушей рабби Зуши. Он тотчас направился к рабби Мордехаю Ашкенази, главному раввину Кфар-Хабада, и рассказал ему об указании Ребе построить дворец и просить разрешения у раввина в Святой Земле. Выслушав весь рассказ, рабби Ашкенази понял, что это — желание Ребе, и дал указание начать, с радостью и в добрый мае. Заручившись благословением главного раввина, прибыла г-жа Ривкин к Ребе, когда он раздавал доллары, и рассказала о полученном согласии. Ребе с радостью получил это известие, дал ей дополнительный доллар и сказал: «Как сказал раввин, так делайте, желаю больших успехов. С благословением и пожеланием удачи».

Ребе выбирает место для дворца: около «770»

Рабби Зуше обратился в правление Кфар Хабада для определения места будущего дворца. Разложили на столе снимки города, сделанные с высоты, и после коротких совещаний определили три возможных места. Одно из них — около здания Объединения Хасидов Хабада в Святой Земле — «770».

Произошло это в четверг. Рабби Зуша не тратил времени зря: он взял билет на первый самолет в Нью-Йорк, и в пятницу, за несколько минут до 10 часов утра (время, когда Ребе выходит из своего кабинета на утреннюю молитву), он уже ждал Ребе возле его кабинета. В руках у него была та самая фотография Кфар-Хабада, а на ней отмечены предполагаемые места строительства. С улыбкой Ребе взял из его рук фотографию и сразу заметил: «Да не будет у тебя недостатка в заработках». Через несколько часов секретарь Ребе, рабби Гронер, передал ответ: «У здания Объединения Хасидов Хабада».

Ребе дает водку для празднования начала строительства

В субботу, во время «фарбрейнгена», Ребе дал бутылку водки для церемонии закладывания первого камня.

С исходом субботы рабби Зуша спросил у Ребе, на когда назначить начало строительства и стоит ли отмечать это событие с широкой рекламой, сообщать ли об этом всем и повсеместно. Ответ Ребе был следующим: «Устроить церемонию. В праздничный день, Пурин катан, но без широкой рекламы».

Перед отъездом в Израиль побывала пара Ривкин у Ребе еще раз, когда он раздавал доллары. Ребе дал рабби Зуше дополнительный доллар и сказал: «Это на строительство». Затем, улыбаясь, сказал его жене: «Вы, конечно, тоже участвуете в строительстве». После этого Ребе дал рабби Ривкину еще один, третий, доллар со словами: «А это на остальные здания».

Ребе просит прислать ему видеозапись церемонии закладывания первого камня

Но и без рекламы весть о закладывании первого камня сразу облетела весь хабадский мир, и сотни хабадников со всех концов Израиля участвовали в этой церемонии. На видеозаписи этой церемонии в «малый Пурим» 14 Адара I (18.02.1992) видно, как рабби Зуша проходит среди гостей и раздает всем водку, которую он получил от Ребе специально для этого мероприятия. В почетном «президиуме» восседали уважаемые хасиды. Главный раввин Кфар-Хабада, рабби Мордхай Ашкенази, старейший раввин Кфар-Хабада рабби Давид Ханзин, один из гостей рабби Алтер Илевич произносили чувственные речи о том, какая это большая честь отстроить для Ребе его собственный дворец.

Сразу после окончания мероприятия, после полуночи, рабби Зуше позвонил из секретариата Ребе рабби Гронеру, который сообщил, что Ребе интересуется, кто удостоился чести присутствовать на церемонии и были ли сделаны фотографии. Рабби Зуша ответил, что приготовит список и отправит его утром, но секретарь попросил его ответить прямо сейчас, так как Ребе слушает этот телефонный разговор. Тут же принялся рабби Зуша перечислять имена участников мероприятия, и как только он произнес имя одного из старейших хасидов, рабби Алтер Илевич, рабби Гронер его остановил и сказал, что Ребе очень доволен, что тот был там, и этого достаточно. Присутствие рабби Илевича на церемонии закладывания первого камня стало для Ребе причиной большого удовольствия, в своей речи этот почтенный хасид рассказывал о том, что видел владения предыдущих Любавичских Ребе в Святой Земле и что сейчас он счастлив быть свидетелем того, что и у Ребе будет свой удел в Израиле.

Ребе говорит: «Нужно хорошо продумать, что строить, а потом — решать»

Однажды на одном из дружеских «фарбрейнгенов», когда среди присутствующих были архитектор Мордехай Горелик и главный раввин Кфар-Хабада, возникла идея — построить для Ребе Короля Мошиаха дом, подобный его дому на Президент-стрит в Краун-Хайтс (район Нью-Йорка).

Ребе не одобрил такое изменение плана (вместо дворца — дом!) и строго ответил «Если хотят строить, пусть обдумают, что хотят строить, и решат. Через столько лет решили меня спросить?! И во время „фарбренген“? Я упомяну об этом на „циюне“ (могиле 6 Любавичского Ребе)».

«Все желающие могут принять участие в строительстве»

Зээв Марганит, архитектор с мировым именем, оформил детальный проект дворца. Затем он приехал в Кфар-Хабад посмотреть на тот участок земли, который выделили для строительства, чтобы уточнить все детали. После краткого осмотра предполагаемого места строительства во всех возможных ракурсах архитектор написал о своем согласии: «Расположение дворца к западу от „770“! — здания Агудат Хасидэй Хабад — во всех отношениях соответствует тому, чтобы отстроить там „удел“ для Короля Мошиаха, а именно: 1. Площадка соответствует величине здания. 2. Вид с этого места охватывает все низлежащее побережье, а сама площадка, находящаяся на некотором возвышении, просматривается издалека. Это придаст ощущение того, что „встречаются“ небо и земля. 3. Дворец, который будет отстроен на этом месте, и здание Объединения Хасидов Хабада — „770“ — составят красивый и величественный архитектурный ансамбль, образуют площадь, которая будет названа „Площадь Короля Мошиаха“».

Пришло время рабби Зуша отправиться в путь. Он взял с собой проект и снова полетел в Нью-Йорк. Когда он представил проект Ребе Королю Мошиаху, он спросил, смеет ли просить Ребе от имени других хасидов, которые тоже хотят участвовать в финансировании строительства дворца для него.

Вскоре рабби Гронер вынес для рабби Зуше следующий ответ Ребе: «1. Про письмо и все, что к нему прилагается (карты и планы), — согласие и благословение. 2. Могут принимать помощь от общины. 3. Благословения и успехов».

«Но за большую цену...»

В 1978 г., когда впервые представили Ребе идею построить для него дворец, в Кфар-Хабаде завершилось строительство синагоги «Бейт Менахем», по имени Ребе. Габай (служка) этой синагоги, рабби Зуша Ривкин, просил пригласить Ребе на новоселье, и Ребе попросил, чтобы приглашение было письменное. Было составлено письменное приглашение, которое подписали многие хасиды Хабада. В тексте приглашения говорилось, что Ребе приглашен на новоселье синагоги. Это приглашение передал рабби Зуша Ребе, а Ребе дал ему 1800 купюр по одному доллару, чтобы раздать всем приглашенным. Вот что при этом сказал Ребе: «Раздать только тем, кто уже записан на это мероприятие. А тем, кто запишется позже, пусть Всевышний даст им полной и щедрой рукой, в святости и богатстве, а если останутся купюры употребить их на добрые деяния».

И получилось так, что тогда осталось много лишних купюр. В 5752 г., после того как Ребе выразил свое согласие на строительство дворца, рабби Зуша попросил Ребе разрешения продать от имени Ребе оставшиеся у него доллары тем, кто будет вносить пожертвования на строительство дворца, а также пообещать от имени Ребе, что те из них, кто нуждается в благословении, будут благословлены. Ребе согласился с этой идеей и добавил: «Но за большую цену».

Строительство Дворца — дело правления Кфар-Хабада

Когда Ребе раздавал доллары на благотворительность 29 Швата 5752 (2 февраля 1992 — за месяц до церемонии закладывания краеугольного камня на месте постройки Дворец для Мошиаха), во время раздачи долларов один человек сказал Ребе: «Я выставляю свою кандидатуру в районное правление побережья Газы». Ребе ответил: «Пусть способствует Вам большой успех и будут хорошие вести». Тот добавил: «У меня есть еще одна просьба. Я 30 лет работаю в строительстве. Я слышал, что Ребе хочет построить дворец в Израиле. Я хочу принять в этом участие, помочь немного». Ребе: «Об этом нужно говорить с правлением Кфар-Хабада — они занимаются этим, не я. Благословения и удачи».

Из ответа Ребе очевидно, что его желанием было отстроить дворец, но все практические действия отведены именно правлению Кфар-Хабада. Ребе хочет, чтобы они занимались этим. Итак, в преддверии 11 Нисана 5752 г. подарком для Ребе было начало строительства дворца Королю Мошиаху!

Так оно должно выглядеть...
Так оно должно выглядеть...

Опубликовано: 27.02.2005 Комментарии: 7 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter