‘отографии –ебе ЎЋ»“ј  орол€ ћошиаха

08.12.2019 453 (1)
‘отографии –ебе ЎЋ»“ј  орол€ ћошиаха
ѕерва€ официальна€ фотографи€ –ебе

„то касаетс€ фотографий –ебе  орол€ ћошиаха, то было врем€, когда желающим сфотографировать –ебе следовало получить на это специальное разрешение.

¬ первые годы после приезда в —Ўј (с 1941 г.) –ебе принимал участие в различных официальных меропри€ти€х ’јЅјƒа, включа€ свадьбы хасидов, на которых присутствовал фотограф. Ќо все это врем€ –ебе уклон€лс€ от того, чтобы его фотографировали, а также выражал свое недовольство этим. Ќа многих фотографи€х того периода мы видим, как –ебе закрывает рукой лицо или отворачиваетс€ в сторону. ¬сЄ это продолжалось до прин€ти€ руководства ’јЅјƒом, как написано в одном из дневников за 27 ћенахем-јва 5710 г.: Ђ огда –ебе ЎЋ»“ј читал просьбы об искуплении души на месте захоронени€ –ебе –јя÷а, кто-то начал фотографировать его. –ебе услышал звуки затвора фотоаппарата и он сделал знак прекратить; он подн€л воротник пальто и закрыл свое лицої.

¬ 5711 году впервые была опубликована официальна€ фотографи€ –ебе Ч она была единственной, которую впоследствии использовали все организации ’јЅјƒа и газеты в —Ўј, »зраиле и других странах. Ёта фотографи€ была сн€та во врем€ свадьбы 30 Ўвата и еЄ выбрал среди других сам –ебе.

 огда в »зраиле была выпущена брошюра с дорожной молитвой, р. ’одаков написал р. Ёфраиму ¬ольфу так: Ђ„то касаетс€ фотографии –ебе Ч удивительно, что не нашли более подход€щей фотографии. » на будущее имейте в виду, что перед публикацией фотографии –ебе в любом месте следует просить его разрешение на использование этой фотографииї.

—о временем, официальные фотографии –ебе мен€лись по указанию –ебе. ¬ 1970 г. один из хасидов в Ћондоне выпустил альбом о ’јЅјƒе, в котором были две ранее не публиковавшиес€ фотографии –ебе. –ебе отредактировал этот альбом и добавил указание: Ђ«амените мои фотографииї и р. ’одаков отправил этому хасиду официальную фотографию, котора€ была разрешена ранее дн€ публикаций...

Ќаступило врем€, когда –ебе разрешил фотографировать его на свадьбах после просьбы фотографа, которого звали √арри (÷ви-–еувен) “рейнер. ¬о врем€ учЄбы в йешиве, “рейнер фотографировал в качестве хобби, но когда он выиграл в лотерею новый фотоаппарат, то начал заниматьс€ этим профессионально. Ќи одно еврейское меропри€тие не обходилось без него. ‘отоаппараты в то врем€ были без вспышки, поэтому провод€щиес€ в залах свадьбы никто не снимал; жених и невеста спешили сфотографироватьс€ сразу после свадебной церемонии, а потом спешили в зал.

¬ начале 50-х был выпущен фотоаппарат со вспышкой и “рейнер сразу приобрел его и сразу стал очень попул€рным фотографом, которого все стали приглашать на свадьбы и другие меропри€ти€. ѕрактически, все еврейские свадьбы в то врем€ были сн€ты им.  аждую фотографию он продавал за 8 центов, но это не приносило ему большой прибыли, и он начал жаловатьс€, что многие главы хасидских дворов не желают фотографироватьс€.

“огда –ебе разрешил ему фотографировать себ€ на свадьбах, но предупредил, чтобы фотографий было не очень много. ќдин раз он сфотографировал –ебе во врем€ выступлени€. ’асиды начали просить его продолжать и он сделал ещЄ две фотографии. ’асиды не успокаивались. Ќо только он собралс€ сн€ть четвертую, как –ебе сделал паузу в своем выступлении и сказал: Ђћне кажетс€, что трЄх будет достаточної.

„ерез какое-то врем€ –ебе начал по€вл€тьс€ только на свадебных церемони€х возле Ђ770ї и из секретариата поступило указание фотографу Ч делать только один снимок. ¬скоре √арри пожаловалс€, что одной фотографии недостаточно, и получил разрешение делать три снимка.

¬о врем€ хасидских застолий обычно не делали фотографий, только скрыто, поэтому их так мало. “олько во врем€ застоль€ 10 Ўвата 1970 г. –ебе разрешил присутствовать официальному фотографу. Ёто был »цхак Ѕроз (приехаваший в »зраиль из –оссии), который сделал 120 снимков.  огда –ебе узнан об этом, он сказал: Ђя думал, что он сделает два или три снимка, а не сто двадцатьї.

Ќужно отметить, что –ебе разрешил фотографировать люд€м, которые делали это дл€ заработка, но в остальных случа€х он наложил запрет. “акже в праздничные будни (—уккот и ѕесах) –ебе делал замечани€ люд€м, которые фотографировали его, и советовал им спросить раввина, можно ли делать снимки в такие дни.

¬ дневнике за 5738 г. упоминаетс€, как в первый день праздничных будней —уккот перед вечерней молитвой –ебе вдруг устремил взгл€д на одну из сторон синагоги, указал пальцем на сто€щего там с фотоаппаратом человека и спросил (на идиш): Ђќн уже закончил сегодн€ учить ’»“ј“?ї “от человек не пон€л и –ебе дал указание кому-то из хасидов спросить его. „еловек ответил, что обычно он учит каждый день, но этот раз он ещЄ не сделал этого. –ебе задал этот же вопрос ещЄ двоим люд€м, сто€щим р€дом. ќдин из них поспешил скрытьс€, а второй ответил отрицательно. “огда –ебе сказал: Ђ„то важнее: фотографировать в синагоге или учить ’»“ј“?ї –ебе попросил объ€снить им это на английском, после чего отвернулс€ и начал вечернюю молитву.  огда после молитвы присутствующие начали как обычно петь, –ебе не поддержал их и его лицо было серьезным (было видно, что он ещЄ не закончил молитву). ¬ тот же день человек, который фотографировал, написал –ебе записку с извинени€ми, на что –ебе ответил, что упом€нет его им€ на месте захоронени€ –ебе –јя÷а.

„ерез несколько лет, во врем€ хасидского застоль€ 20 ћар-’ешвана 1984 г. –ебе резко выступил против тех, кто фотографирует в праздничные будни (см. »тваадует 5744 г., том 1, стр. 486):

 огда наступили праздничные будни, во врем€ которых провод€тс€ хасидские застоль€, он использовал это врем€ дл€ того, чтобы сделать ещЄ несколько фотографий! я не знаю, слышал ли он то, о чем шла речь на хасидском застолье, так как он был Ђзан€тї установкой фотоаппарата и смотрел по сторонам, обратили ли присутствовавшие внимание, что он сделал больше всех снимков!.. Ќе нужно быть раввином, чтобы знать постановление в Ђ ицур Ўулхан јрухї о запрете выполн€ть работу в праздничные будни, кроме тех вещей, которые которые не терп€т отлагательства и неисполнение которых грозит крупными убытками... Ќо, несмотр€ на это, никто не подошЄл к нему Ч даже присутствующие здесь раввины Ч чтобы сделать ему замечание!..

¬ том же выступлении –ебе подчеркнул, что есть разница, когда человек занимаетс€ съЄмками дл€ заработка или дл€ распространени€ хасидизма. » тем люд€м, которые фотографировали дл€ своего заработка, –ебе не делал замечани€ Ч даже в праздничные будни.

≈сть известна€ фотографи€ –ебе, где он входит в сукку с книгой –јћЅјћа в руке. ≈е сн€л Ўуки Ћерер в праздничные будни —уккот. ѕеред этим, –ебе спросил через секретар€, есть ли у него разрешение от раввина снимать в эти дни, и получив положительный ответ разрешил ему продолжать съЄмки.

ќднажды в 50-е годы √ершон Ўустерман, который тогда училс€ в школе, фотографировал –ебе возле Ђ770ї. –ебе подошЄл к нему и поинтересовалс€, доволен ли им учитель, а потом спросил: Ђ–азве хасидизм дл€ теб€ это коллекционирование снимков и фотографирование?ї ѕосле этого –ебе попросил позвать директора школы и сказал, чтобы тот забрал фотоаппарат у ребенка, а на следующий день устроил бы ему экзамен. ≈сли сдаст хорошо Ч получит фотоаппарат обратно. Ќа следующий день ребенок получил свою камеру обратно, так как успешно прошел экзамен.

Ѕыл ещЄ случай, когда –ебе спросил хасида-фотографа, учил ли он в этот день “ору. –ав Ћеви-»цхак ‘райдин, который сто€л неподалеку, сказал –ебе: Ђќн в пор€дкеї. Ќо –ебе возразил ему: Ђя же сам видел, как он разговаривал во врем€ чтени€ “орыї.

“аких случаев было дес€тки...

Ќо иногда –ебе не просто разрешал себ€ фотографировать, но и специально позировал. “ак было во врем€ визита премьер-министра ћенахема Ѕегина в 1977 году.

Ёту фотографию выбрал –ебе
Ёту фотографию выбрал –ебе
–ебе  ороль ћошиах и ћенахем Ѕегин
–ебе  ороль ћошиах и ћенахем Ѕегин
–ебе на свадьбе р. —импсона
–ебе на свадьбе р. —импсона
ѕоддержите сайт www.moshiach.ru
ќшибка в тексте? ¬ыделите ее и нажмите Ctrl + Enter
”чебный центр ї ’јЅјƒ (другие статьи):