СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 09:45

Общеобразовательные предметы в хабадской йешиве: правда или вымысел?

Насчёт чего Ребе сказал: «Достаточно путаницы и подмены понятий, которые есть в наши дни»? Что Ребе ответил желающим создать хабадскую среднюю школу? Можно ли называть йешивой организацию, в которой изучаются предметы, не связанные со святостью («лимудей холь»)?

1277 (0) мин.
Рав Элиэзер Вилешанский Перевод:Моше-Залман Забродин

Насчёт чего Ребе сказал: «Достаточно путаницы и подмены понятий, которые есть в наши дни»? Что Ребе ответил желающим создать хабадскую среднюю школу? Можно ли называть йешивой организацию, в которой изучаются предметы, не связанные со святостью («лимудей холь»)? Цель данной статьи — внести немного порядка в существенные вещи, которые в последнее время обсуждаются общественностью.

В последнее время общественностью все чаще обсуждается возможность изучения предметов, связанных с аттестатом зрелости и технологиями. Данная дискуссия возникла по инициативе ряда молодых женатых хасидов, которые выступают за идею возрождения организации, которую в первые годы своего вступления на пост основал Ребе Король Мошиах под названием «Профтехучилище». В свое время, эта организация была основана для хасидов, находящихся на Святой Земле.

Однако, несмотря на то, что проявляющие в этом инициативу исходят из мотивов, продиктованных заботой о людях нашего круга, и у них есть на что положиться, тем не менее, они должны понимать, что данная тема очень чувствительная и требует особого отношения, поскольку может быть связана с большой опасностью, хоть автор этих строк и является её сторонником.

Опасность заключается именно в том, чтобы, в конечном счете, ученики не оказались за пределами атмосферы изучения Торы, ведь это никак не согласуется с желанием Ребе, которое у него было при основании «Профтехучилища». Существует большое количество дискуссий на тему оправданности такого шага, причём есть мнения как «за», так и «против». Неосторожность же в этом вопросе может привести к плачевным результатам.

Для того, чтобы разобраться в этой теме, и понять, насколько необходимо проявлять осторожность, для начала следует разобраться, с какой целью изначально создавалось это заведение и какие ограничения в отношении него ввёл сам Ребе, как, впрочем, и отношение Ребе к получению аттестата зрелости («багрут»).

Ниже мы приведём позицию Ребе по этим вопросам, которая вырисовывается из многочисленных писем его авторства, которые содержатся в «Игрот Кодеш».

Для этого необходимо выделить два основных пункта.

1. Есть такие люди, которые считают, что йешива — это место, предназначенное сугубо для продвижения в изучении Торы. Исходя из такого взгляда, эти люди полагают, что в йешиве не место тем, кому не светит стать знатоком Торы, занять позицию, связанную с раввинатом, или даже тем, кому сложно учиться весь день.

Для полагающих так, окажется «новостью» позиция Ребе, которая заключается в том, что в наше время йешива прежде всего является местом, которая даёт своим ученикам воспитание, место, в котором ученик впитывает хасидские атмосферу и мировоззрение, которые будут существенны для ученика в семейной жизни после свадьбы.

В связи с этим, обязанность и заслуга как родителей, так и сотрудников йешивы, заключается в том, дабы сделать все, что в их силах, чтобы у её ученика был смысл в пребывании в ней, даже если его голова не «заточена» под изучение Талмуда и т.д.

(Один ученик йешивы написал Ребе о том, что поскольку ему в будущем не занимать должность, связанную со святыми вещами («кли кодеш»), например главой «месивты» (заведения по изучению Торы) и т.д., поэтому он не видит смысла в продолжительной учебе в йешиве. На это Ребе ему ответил, что именно на нем лежит обязанность максимально использовать время нахождения в йешиве, перед тем как выйти в «большой мир»).

2. Необходимо раскрыть ещё один «секрет»: для тех, кто думает, что не в силах сидеть в йешиве и учиться на протяжении всего дня — для такого человека также будет нелегко изучить и такие предметы как математика и английский на том уровне, который требуется для сдачи экзамена на получение аттестата зрелости…

И при всем этом, Ребе основал (ввёл идею) такой организации, как «Профтехучилище», цель которого описывает он сам (в «Игрот Кодеш» том 5, стр. 85), говоря о том, что это заведение предназначено для тех, кто по тем или иным причинам не может учить Тору весь день. Однако, при этом, изучение профессии должно быть второстепенным по отношению к изучению Торы, а не представлять из себя идеал или основную цель.

Естественно, прежде чем прийти к окончательном решению по этому вопросу и взвесить «разные причины» (которые не позволяют заниматься изучением Торы весь день), необходимо, чтобы каждый проконсультировался со своим раввином, главой йешивы, духовным наставником («машпиа»), раввином общины и тд.

Вместе с основанием данной организации, Ребе обратил внимание и на то, что в ней должны находится только те, кому это необходимо, а также установил определённые ограничения и требования в отношении способа учёбы там.

Мы попытаемся дать читателям общее представление о требованиях Ребе по отношении к «Профтехучилищу», и вещам, связанных со средней школой и аттестатом зрелости.

При этом, необходимо понимать и полагаться на то, что Ребе отлично знает, какой путь является хорошим и верным для представителей нашего поколения, как с материальной, так и духовной точки зрения.

На мнение Ребе необходимо полагаться, не вдаваясь в волнения и дополнительные личные расчёты.

1. Учебный день должен начинаться и заканчиваться уроком, связанным со святостью.

2. Большинство дня должно быть посвящено изучению Торы и молитве.

3. И самое основное — секулярные предметы должны быть второстепенными по отношению с предметами, связанными со святостью.

(Ребе не раз делал акцент на этих требованиях, как например в письмах №4000, №4096, и в других местах).

В добавок к этому, как я слышал это от р. Цви Гринвальда и ряда других людей, Ребе требовал наличия полной бороды и поведения в хасидском духе

Каково мнение Ребе в отношении средней общеобразовательной йешивы и изучения общеобразовательных предметов?

Ребе неоднократно высказывает жёсткую позицию против общеобразовательных предметов.

Одобрение Ребе касалось только тех предметов, которые являются необходимыми для освоения профессии, в соответствии с указанием соответствующего компетентного органа.

Данное им разрешение ни в коем разе не касалось изучения полной программы на получения аттестата зрелости, но только того, что необходимо для работы в определённой области.

Ответы Ребе в отношении этого вопроса достаточно однозначны. Приведём два его ответа, которые были напечатаны публично.

1. Раву Эфраиму Вольфу, который задал вопрос в отношении образования класса с изучением общеобразовательных предметов в школе для приобретения профессии или среднеобразовательной йешиве, Ребе дал простой и резкий ответ, который заключался в том, что ХАБАД не имеет никакого отношения к средним общеобразовательным йешивам (даже если назвать их другим именем, ведь опасения из-за этого не уменьшаются). Данное письмо Ребе от 2-го Адара 5729 года напечатано в «Йемей Тмимим».

2. Ответ р. Хаиму Биньямини (см. брошюру «90 — к жизни»), который задал вопрос вследствие предложения рава Ханина, на что Ребе ответил: «Образование хабадской среднеобразовательной йешивы — это не дело».

В этой связи также следует упомянуть то, что я слышал от р. Шмуэля Хефера, основателя и руководителя «Бейт-Ривка» в Кфар-Хабаде, а именно то, что после длительного периода, когда он получал частые письма от Ребе (почти что по одному письму в неделю), он вдруг перестал их получать, и это было очень ему непонятно, а также наталкивало на различного рода опасения в отношении себя, учитывая ещё и то, что эта пауза продлилась почти два года. В течение этого времени через р. Рафаэля Кана (который также входил в руководство «Бейт-Ривка»), р. Хеферу удалось выяснить, не его ли поступки являются причиной расстройства Ребе, и оказалось, что не в этом дело… Но даже наоборот, его поступки доставляют Ребе удовольствие. Тем не менее, ответы от Ребе все не приходили. Пока (р. Хеферу) не пришла в голову мысль, что причина может быть в том, что в верхней части официального бланка для писем организации было указано слово «тихон» (среднее общеобразовательное заведение). Сразу после того, как это слово было убрано, р. Хефер получил стопку из 11 писем Ребе!

Из этого рассказа следует, что такой термин как «среднее общеобразовательное заведение» является неприемлемым не только в отношении учреждений для мальчиков, но и для девочек.

Какова позиция Ребе в отношении присвоения названия «йешива» учреждению, где изучаются светские предметы?

Абсолютно отрицательное. Выражаясь его же словами «достаточно той путаницы, которая царит в наше время». Ребе указал, что если есть особая необходимость в изучении светских предметов, то это должно происходить в отдельном заведении (см. «Игрот Кодеш» том 19, стр. 194).

В добавок к этим общим указаниям Ребе, которые следуют из его писем, уместно привести следующее:

1. Я слышал от р. Авраама Майзлиша, что в середине 80-х годов Ребе одобрил изучение программы, необходимой для получения аттестата зрелости в школе для получения профессии, а также это касалось предметов связанных с компьютерами. Естественно, речь не идёт о том, чтобы называть это средним общеобразовательным заведением или йешивой, но только о разрешении Ребе в отношении изучения предметов, связанных с компьютерами и современными технологиями.

2. От р. Ярославского я слышал, что в отношении «Профтехучилища» в Кирьят-Малахи, Ребе сказал, что учитывая тот факт, что в отличие от подобного заведения в Кфар-Хабаде, оно не было основано для людей нашего круга, поэтому можно туда принимать учеников, которые не отращивают бороду и воспитывать их в духе хасидизма. В отношении же заведения в Кфар-Хабаде, которое было изначально основано для людей нашего круга, вышеупомянутыми требованиями поступаться нельзя.

Возможно, из этого можно сделать вывод, что если речь идёт о заведении, которое изначально не основано для учащихся из семей людей нашего круга, требования могут быть иными.

3. Может возникнуть вопрос, когда молодой человек хочет приобрести профессию врача или адвоката, но при этом есть требование изучить полный комплекс предметов для получения аттестата зрелости. Разрешено ли это, учитывая, что таковы требования для получения профессии?

Из слов Ребе очевидно, что для этого сложно найти разрешение, поскольку в таком случае это связано с отходом от изучения Торы.

В итоге, на основании всего вышесказанного, можно прийти к следующим выводам:

1. Суть учреждения вышеупомянутых заведений (таких как «средняя общеобразовательная йешива» и т.д.) — это не изначально, а постфактум.

2. Необходимо принимать туда только таких учеников, у которых есть в этом большая необходимость.

3. Нужно следить за тем, чтобы светские предметы были второстепенными, а предметы, связанные с Торой — основными.

4. Что касается предметов полной программы на получение аттестата зрелости («багрут млеа») — нет. Что же касается технологического аттестата («багрут технологит») — это возможно, но только если это требуется для получения сертификата, свидетельствующего о приобретении данной профессии.

5. Не использовать слово «среднее образовательное учреждение» («тихон»), даже если не называют это йешивой (и это же касается учреждения для девочек).

6. Не называть учреждение с изучением светских предметов «йешивой».

При этом очевидно, что есть сугубо индивидуальные случаи (и обсуждение этого есть в письмах Ребе).

Эти вопросы предполагают длительное обсуждение, особенно в свете того, что связано с «отходом» молодёжи, и само собой разумеется, необходимо, чтобы в каждом учреждении было ещё и духовное руководство, которое принимало бы решения в этом отношении.

В заведении, в котором удостоился работать автор этих строк по посланию Ребе Короля Мошиаха, были объединены усилия членов руководства и многочисленных духовных наставников, в свете возникшей нужды ввести в курс обучения также и предметы, связанные с изучением технологии, дабы избежать отхода учащихся. И благодаря обширной консультации духовных наставников (включая тех, которые не являются работниками учреждения на каждодневной основе), было принято решение это разрешить изучать технологические предметы, но на основе хабадского института, а не йешивы.

На основании вышесказанного, призыв к раввинам и руководителям общин, и в особенности руководителям учреждений и главам йешив, уделять этим вещам особое внимание. И ясно, что именно тот путь, за который выступал Ребе приведёт к духовному и материальному успеху учащихся, в надежде что мы вскорости удостоимся находиться в присутствии Ребе и сказать ему: «Вот плоды, которые мы взрастили», и не опозоримся и не устыдимся мы вовеки!

Опубликовано: 26.03.2020 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter